Почему испытуемые не смогли отказаться от дальнейшего участия в эксперименте? Как они оказались в ловушке? Представьте себя в роли «учителя» в такой версии эксперимента Милгрэма, которая никогда не была реализована: ученик допускает первую ошибку, и экспериментатор велит вам поставить переключатель напряжения на 330 вольт. Сделав это, вы слышите крики «ученика»: у него сердечный приступ, и он молит о пощаде. Вы станете продолжать? Что стоит за классическим исследованием Еще в бытность свою сотрудником Соломона Аша, я задумывался над тем, как усилить «гуманистическую направленность» экспериментального изучения конформизма. Сначала я спланировал эксперимент, аналогичный опытам Аша, но отличавшийся от них тем, что группа заставляет испытуемого наказывать электрическим током протестующую жертву. Однако при этом требовался и контрольный опыт, чтобы выяснить, удар какой силы будет нанесен в отсутствие группы. Кто-то, вероятно экспериментатор, должен будет инструктировать испытуемого, как он должен действовать. Но тут возникал новый вопрос: как далеко зайдет человек, которому приказано наносить подобные удары? По мере того как я размышлял над подобным экспериментом, акцент постепенно смещался на готовность людей подчиняться деструктивным приказам. Для меня это был волнующий момент: я понял и то, что этот простой вопрос важен в гуманистическом плане, и то, что на него может быть получен точный ответ. Подобная экспериментальная методика дает научный ответ и на более общий вопрос о власти, вопрос, который волновал многих людей моего поколения вообще, а евреев вроде меня — особенно, в связи с теми проявлениями жестокости, свидетелями которой мы стали во время Второй мировой войны. Влияние, оказанное на меня Холокостом, усилило мой интерес к подчинению приказам и сформировало конкретную методику его изучения.
— Все больше женщин считают приоритетом карьеру, а не брак. — Растет число женщин, чья экономическая стабильность не зависит от брака. Эта статистика показывает, что социальные установки меняются (Waite & Joyner, 2001). Еще до недавнего времени слово «одинокая» или «холостой» звучало как клеймо. Это клеймо особенно часто прикреплялось к женщинам. Их часто называли старая дева или синий чулок (Lewis & Moon, 1997). (Выражение «убежденный холостяк», обозначающее одиноких мужчин, содержит гораздо менее негативный смысл.) Сейчас такие выражения гораздо реже употребляются в речи и в прессе. Изменение установок и отношения к браку видно и на примере телевизионных передач и шоу. Во многих сериалах, таких как «Рассудительная Эми», «Провидение», «Секс в большом городе», изображается, как женщины, жительницы Нью-Йорка, стремятся познакомиться с мужчинами, чтобы заняться сексом, а вовсе не для того, чтобы обеспечить себе прочное экономическое положение (Chang & Chambers, 1999; Yim, 2001). Хотя по-прежнему считается, что одинокая жизнь — это промежуток времени до брака, между браками или после разрыва, в американской культуре все более популярной становится независимая жизнь. Поэтому мы видим, что люди все реже вступают в брак ради комфорта или чтобы избежать традиционного клейма и негативного отношения к себе как к холостяку или старой деве (Edwards, 2000b). Образ жизни людей, не состоящих в браке, и женатых людей различается. Степень их удовлетворенности своей сексуальной жизнью также различна. Уровень сексуальной активности у одиноких людей также неодинаков, как и у женатых. Исследование показывает, что люди, состоящие в браке, ведут более удовлетворительную и активную сексуальную жизнь, чем те, кто живет один (Clements, 1994; Laumann et al., 1994). Некоторые люди, живущие в одиночестве, воздерживаются от сексуальных отношений по своей воле или просто из-за того, что у них нет подходящего партнера. Другие же имеют длительные интимные отношения с одним партнером. Некоторые придерживаются серийной моногамии, то есть они общаются исключительно с одним партнером, пока успешные отношения не подойдут к своему логическому финалу. Другим же нравится быть вовлеченными в сексуальные и эмоциональные связи сразу с несколькими различными партнерами. Некоторые же одинокие люди постоянно встречаются с одним партнером и одновременно имеют множество случайных связей с другими людьми. Вместе с тем следует отметить, что в обществе холостая жизнь становится все более приемлемым образом жизни, и одинокие люди могут обладать всеми преимуществами экономической независимости и благополучием (Clements, 1998; Lewis & Moon, 1997). И все же большинство людей предпочитают вступать в длительную связь с одним партнером. Длительные сексуальные отношения бывают разных типов. Далее мы расскажем о некоторых из них. Сожительство «Когда я в начале 1960-х годов была студенткой колледжа, мне и в голову не приходило, что можно жить с кем-то вне священных уз брака. Когда я встретила особенного человека, с кем мне захотелось сблизиться, то у меня не было другого выбора, как вступить с ним в брак. Хотя мы и занимались сексом до брака, мы никогда вместе не проводили уик-энд. Тема совместной жизни неженатых людей никогда не обсуждалась вслух, хотя время от времени я и слышала, как кто-то приглушенным тоном говорил о тех, кто «живет во грехе».» (Из авторских архивов) На этом примере мы видим, что раньше в обществе негативно относились к сожительству (когда люди живут вместе, но не вступают в брак). За прошедшие несколько десятилетий значительно возросло число людей, которые предпочитают такую жизнь. При этом то, что когда-то было не принято, теперь все чаще одобряется в обществе (Gomez, 2000). Впервые в переписи 1990 года стали учитывать пары, живущие вместе. Как показывает перепись, неженатые пары в США на 1999 год составляли 4,5 миллиона американцев (Американское бюро переписи, 2000). Чаще всего сожительствуют взрослые молодые люди от 20 лет до 30. Приблизительно 25% всех людей из этой возрастной группы живут вместе (Waite & Joyner, 2001).