Существуют ли различия между людьми, которые ограничивают свою жизнь одним сексуальным партнером и теми, кто встречается с другими партнерами? Большинство исследований, которые изучали этот вопрос, учитывали только ограниченное число переменных и основывались на небольших выборках. Поэтому эти данные нельзя распространить на всю популяцию. Тем не менее в одном исследовании использовали данные из национальной выборки (NHSLS) и проверили многочисленные возможные переменные, которые могут оказаться факторами, влияющими на вероятность того, что человек вступит во внебрачную связь (Treas & Giesen, 2000). Это исследование показало, что большинство факторов, влияющих на вероятность любовной связи «на стороне», оказывалось характеристиками личности, а не взаимоотношений. Во-первых, одним из таких существенных факторов оказывается возраст: люди в возрасте от 18 до 30 лет в два раза чаще вступали в сексуальную связь, чем люди старше 50 лет. Также более либеральные установки по отношению к сексу и больший сексуальный интерес чаще были связаны с возможностью внебрачной связи у такого человека. Когда у мужчин и женщин был одинаковый интерес и установки по отношению к сексу, женщины так же часто, как и мужчины, занимались сексом вне брака. А вот в других исследованиях, когда эти переменные не учитывались, получалось, что мужчины якобы чаще вступают во внебрачные связи. Имеют значение также работа и жизненные обстоятельства человека в целом. Так, люди, которым предоставляется больше возможностей заняться сексом, общаясь с потенциальными партнерами на работе, чаще изменяют. Это может быть такая работа, которая связана со многими анонимными путешествиями и командировками. Также и жизнь в большом городе, где население больше, а следовательно и возможность конфиденциальности возрастает, способствует супружеским изменам. Когда супруги не общаются с друзьями супругов, их семьями и не участвуют в религиозной и другой деятельности членов семьи, увеличивается вероятность того, что супруги нарушат данные обеты. Единственная переменная, которая связана скорее с взаимоотношениями в целом, а не с личными характеристиками, заключается в том, что люди, состоящие во внебрачной сексуальной связи, чаще недовольны и неудовлетворены своими эмоциональными и физическими отношениями с супругами. Гораздо важнее определить, что возникает раньше — неудовлетворенность или неверность? Иногда даже может быть и такое, что неудовлетворенность следует за неверностью. Это происходит в результате чувства вины или в сравнении с новым опытом, как, например, бывает, когда неудовлетворенность мотивирует секс вне брака. <Вопрос для критического размышления. Почему, как вам кажется, люди чаще изменяют супругам в молодости?> Насколько распространены супружеские измены? Какая бы ни была мотивация, все равно трудно определить, насколько распространены супружеские измены. Как показывают отчеты Кинси, приблизительно 50% мужчин и 25% женщин в его выборках к 40 годам хотя бы один раз изменяли в браке. В более недавних выборках встречается гораздо больший разброс данных. По данным исследований в институте Кинси в конце 1980-х годов, приблизительно 40% мужей и 30% жен состояли во внебрачных сексуальных связях (Reinisch et al., 1988). Статистика же в ряде журнальных опросов, в том числе в «Космополитене», «Плейбое», «Редбуке» и «Нью Вуман» более высока, однако, как мы уже говорили в главе «Сексологические исследования: методы и проблемы», журнальные обзоры всегда очень ненадежны. Опрос 3432 американцев в возрасте от 18 до 59 лет во время национального опроса (NHSLS) предоставляет более точные данные о внебрачных связях. Этот опрос показывает, что от 15 до 25% супругов время от времени изменяли мужьям и женам. Тем не менее 94% всех опрошенных, состоявших в браке, ответили, что в течение последнего года они не изменяли супругам (Laumann et al., 1994). Влияние внебрачного секса на супружеские отношения Секс вне брака оказывает различное влияние на брак. Когда тайная сексуальная связь обнаруживается, то «обманутый» супруг может почувствовать себя опустошенным. Он или она могут испытывать самые разные эмоции, в том числе чувства неполноценности и отверженности, гнев, негодование, обиду, стыд и ревность. Ревность возникает из представления о том, что неверный супруг отдал что-то, принадлежащее исключительно другому партнеру. У мужчин ревность на сексуальной почве возникает из ощущения собственничества. Также тут может примешиваться и страх того, что тот, другой человек, займет в жизни изменившего супруга главенствующую позицию, которая раньше принадлежала исключительно супругу. Тем не менее не обязательно, что если измена будет раскрыта, то это пагубно скажется на качестве брака. В некоторых случаях неверность одного из супругов побуждает обоих попытаться найти и устранить источники разногласия в отношениях. И этот процесс может в конце концов улучшить качество брака (Wiviott, 2001).
«ГУМАНИТАРНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ».
(— Хорошо! Будь по-твоему! Будем считать, что это был удар мячом.) Предварительное заявление. Люди, публично обозначившие свою позицию, редко уступают социальному давлению. Спортивные судьи и рефери, которые дорожат собственной репутацией, редко отказываются от своих первоначальных суждений Кроме того, человека, публично высказавшего свое суждение, труднее переубедить. В экспериментах, имитирующих работу жюри присяжных, вероятность принятия первоначально обсуждавшегося приговора выше тогда, когда присяжные голосуют за него поднятием руки, а не тайно (Kerr & MacCoun, 1985). Человек, который довел свое мнение до сведения окружающих, не решается отказаться от него. Тем, кому по роду их деятельности часто приходится убеждать людей в чем-либо, это прекрасно известно. Продавцы задают вопросы, которые скорее подталкивают нас к решению «в пользу» того товара, который они предлагают, чем против него. «Зеленые» спрашивают у людей, как они относятся к переработке отходов, к экономии энергии и к общественному транспорту, и приходят к выводу, что подобные опросы оказывают более существенное влияние на поведение, чем призывы беречь природу, не требующие от тех, к кому они адресованы, никакой личной реакции (Katzev & Wang, 1994). Религиозные проповедники призывают свою паству: «Встаньте со своих мест», — ибо им известно, что люди, публично связавшие себя с новой верой, будут более ревностно придерживаться ее.