Принцип, говорит Мак-Гуайр, заключается в следующем: «Индивид ощущает себя тем и настолько, в чем и насколько он отличается от других». Следовательно, если я — «чернокожая женщина в компании белых женщин, я склонна думать о себе как об афроамериканке; если же я окажусь в компании чернокожих мужчин, то цвет моей кожи отойдет на задний план, и я стану больше осознавать тот факт, что я — женщина» (McGuire et al., 1978). Это признание позволяет понять, почему любое меньшинство склонно осознавать свое отличие и реакцию на него окружающих. Большинство, значительно менее осознающее свою расовую принадлежность, может считать меньшинство «излишне чувствительным». Когда мне случается быть в Шотландии, где мой американский акцент выдает во мне иностранца, я постоянно помню о своей национальной принадлежности и чувствителен к тому, как реагируют на нее окружающие. Даже если представители двух культур очень похожи, они все равно обратят внимание на то, что отличает их друг от друга, какими бы незначительными ни были эти отличия. Даже самые несущественные расхождения способны вызвать насмешку и стать причиной конфликта. Джонатан Свифт высмеял это явление в своем романе «Путешествие Гулливера», описав войну между «остроконечниками» и «тупоконечниками», разница между которыми заключалась в том, что первые предпочитали разбивать яйца с острого конца, а вторые — с тупого. В мировом масштабе разница между шотландцами и англичанами, между представителями племен хуту и тутси, между сербами и хорватами или между католиками и протестантами, живущими в Северной Ирландии, невелика. Но и небольших различий достаточно для того, чтобы разгорелся большой конфликт (Rothbard & Taylor, 1992). Нередко соперничество с другой группой тем сильнее, чем больше она напоминает твою собственную. <Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения. Малколм Форбс, «Форбс» [Журнал деловых кругов, освещающий вопросы менеджмента и определяющий критерии наиболее эффективного ведения бизнеса. Основан Б. Ч. Форбсом (1880-1954) в 1917 г. Достиг пика популярности под руководством его сына М. С. Форбса (1919-1990). — Примеч. перев.]> Ирония заключается в том, что, хотя никто из нас не хочет быть «белой вороной», все мы похожи друг на друга своим желанием быть «не как все» и вниманием к тому, в какой мере нам это удается. Однако, как следует из результатов изучения предрасположения в пользу своего Я (глава 2), нам нужно вовсе не любое отличие, а только отличие «в правильном направлении». Мы стремимся не к тому, чтобы просто отличаться от среднестатистической личности, а к тому, чтобы быть лучше ее.
НА РАННИХ СТАДИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПРЕЗЕНТИЗМ
Интимные отношения нужны человеку на протяжении всей жизни. И с возрастом, когда личность человека становится более зрелой, это может добавить этим отношениям новые и более глубокие измерения (Shaw, 1994). Вот как описывает свое состояние один мужчина: «Сейчас мы с женой гораздо ближе друг другу, чем когда-либо раньше. Мы вместе уже семнадцать лет, но я не думаю, что раньше мы были с ней так близки. Теперь я думаю, что мы достигли достаточной гармонии внутри самих себя, чтобы вполне оценить степень и силу нашей близости. Наша близость стала настолько глубокой, интимной, сильной, что, честно признаться, я даже и не думал, что так бывает. Раньше мы также физически касались друг друга, были близки сексуально. Но если нет эмоциональной близости, то в действительности невозможно почувствовать другого человека. Теперь мы близки эмоционально и сексуально, и мы оба активные участники нашего брака» (Friedan, 1994, р. 279). Люди старшего возраста также могут пересмотреть заново свои сексуальные и любовные отношения. Кроме того, несексуальные дружеские отношения обоих полов открывают возможности для нежного физического контакта, эмоциональной близости. В дружбе люди получают интеллектуальный стимул и возможность общаться друг с другом (Harris, 1999; Jacoby, 1999). В преклонном возрасте круг близких друзей помогает человеку избавиться от одиночества и поддержать жизненный энтузиазм, особенно если они не состоят в браке (Potts, 1997). Довольно часто в пожилом возрасте у людей формируются новые сексуальные взаимоотношения. Вот что рассказывает одна 67-летняя женщина: «Через восемь лет после того, как умер мой муж, во время путешествия в Нью-Орлеан я познакомилась с одним вдовцом. Мы почувствовали сильное физическое влечение друг к другу. Мы оба в течение многих лет не занимались сексом, но через два дня после знакомства мы оказались в одной кровати, а вся наша одежда была разбросана по полу. Секс (в качестве которого мы оба сначала сомневались) оказался потрясающим. Мы были сильно влюблены друг в друга, но решили не вступать в брак, потому что оба были очень привязаны к своему дому, нам обоим требовалось «личностное пространство» и мы оба были финансово независимы. Наши дети согласились с нашим стилем жизни и счастливы, что мы каждый для себя нашли своего «значимого человека».» (Из авторских архивов) Гомосексуальные отношения в преклонном возрасте Большинство взрослых людей независимо от их сексуальной ориентации сталкиваются с проблемами и преимуществами пожилого возраста. Однако сексуальный опыт геев и лесбиянок может отличаться от опыта людей с традиционной сексуальностью. Сереотипное представление о том, что гомосексуалисты в целом в старости одиноки и несчастны, никак не подтверждается на практике. В действительности некоторые геи и лесбиянки могут быть лучше подготовлены к старению, чем многие гетеросексуальные мужчины и женщины. Многие гомосексуалисты сами планируют свою финансовую поддержку и обзаводятся кругом друзей (Kellett, 2000). Если гомосексуалисты успешно справляются с проблемой принадлежности к заклейменной общественностью группе, то эта способность помогает им преодолеть и трудности, связанные со старением (Altman, 1999). В одном исследовании обнаружилось, что удовлетворенность жизнью у пожилых мужчин-геев не отличается от удовлетворенности жизнью у других групп населения и даже превосходит их. Со временем у них действительно становится меньше сексуальных партнеров, но они часто ведут вполне стабильную сексуальную жизнь, и 75% ею вполне удовлетворены. Большинство этих мужчин указывали, что они общаются в первую очередь со сверстниками (Berger, 1996). Общение и партнерство с людьми того же возраста имеет большое значение для обретения пожилыми геями чувства удовлетворенности собственной жизнью. Сексуальный рынок — бары и бани, в которых обычно встречаются молодые и физически привлекательные геи, часто оказывается негостеприимным для пожилых геев (Berger, 1996).