Мы слышим слова вроде этих снова и снова... если живем в одной из стран с индивидуалистической западной культурой: в Западной Европе, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и особенно в США. Не подвергаемая сомнению мысль о том, что индивидуализм — это хорошо, а конформизм — плохо, есть то, что в главе 1 было названо «социальной репрезентацией» — идеей, которую разделяют все. Все вымышленные герои нашей культуры — от Гекльберри Финна до Шерлока Холмса, от Люка Скайуокера до юноши из «Общества мертвых поэтов» [См. фильм с аналогичным названием. — Примеч. науч. ред.] — бунтовали против установленных правил, считая приоритетными права личности и восхваляя того, кто противостоит группе. В 1831 г. французский писатель Алексис де Токвилль, побывав в Америке, ввел в обиход термин «индивидуализм». Он писал: «Индивидуалисты никому ничем не обязаны и вряд ли ждут чего-либо от окружающих. Они привыкли думать о себе в отрыве от окружающих и считают, что их судьба зависит исключительно от них самих». Спустя полтора века психотерапевт Фриц Перлз в своей «Гештальт-молитве» (Gestalt Prayer) выразил эту идею крайнего индивидуализма в предельно лаконичной форме: «Я занимаюсь своим делом, а ты занимайся своим.
Рецидивы презентизма сказываются до сих пор, особенно в обыденном сознании, а иногда и в разработках прогнозов, когда прогнозист по инертности мышления «пугается» чересчур радикальных, с его точки зрения, выводов и стремится представить будущее в виде чуть-чуть приухудшенного или приулучшенного настоящего без каких-либо существенных качественных перемен. Часто его подталкивает к этому психологический эффект так называемой футурофобии, заключающейся в том, что человеческая психика крайне раздражительно реагирует на любую «картину будущего» (впрочем, и прошлого тоже, хотя и в меньшей степени), существенно отличную от настоящего. Такая картина вызывает, как правило, инстинктивно негативное отношение, и в результате будущее обычно предстает как несколько идеализированное настоящее. Эти особенности человеческой психики и мышления, унаследованные от далекого прошлого, теоретику и практику прогнозирования необходимо постоянно иметь в виду — прежде всего при опросах экспертов, а тем более населения.
Рис. 10.1. а) Еще одни биологические часы. Процент мужчин от общего числа населения в соответствии с возрастной группой. (Источник: U.S. Census Bureau, November, 1998.) б) Недостаток партнеров. Сколько из них имеют партнера? Среди них намного больше мужчин, чем женщин, и этот разрыв увеличивается с возрастом. Половина женщин в возрасте от 60 до 74 лет и четыре из пяти женщин старше 75 лет остаются без партнера. (Источник: Jacoby, 1999.) Однако многие пожилые люди продолжают интересоваться сексом, даже если не могут больше общаться с прежними партнерами (Milligan & Paluga, 1991). Как показал один опрос 200 здоровых людей в возрасте от 80 до 102 лет, 88% мужчин и 72% женщин фантазировали на тему секса (Bretschneider & McCoy, 1988). Для некоторых пожилых мужчин и женщин, овдовевших или разведенных, мастурбация может стать (или продолжать быть) формой сексуального выражения и реализации сексуальных фантазий. Как показало исследование 800 людей в возрасте от 60 до 91 года, женщины лучше начинают относиться к мастурбации (Start & Weiner, 1981). Вот как говорила одна женщина 60 лет: «Когда два года назад умер мой муж, с которым мы прожили вместе 35 лет, я думала, что моя жизнь закончилась. Но я так много узнала за это время. Я научилась мастурбировать. Я впервые испытала оргазм. У меня появилась любовная связь. Впервые в жизни я установила близкие отношения с женщинами.» (Из авторских архивов) Человек приспосабливается к вдовству иначе, чем к разводу. Овдовевшие люди, как правило, не испытывают чувства, что их брак не удался. Они могут испытывать сильную печаль, потому что были очень привязаны к ушедшему из жизни. Для некоторых эта эмоциональная связь настолько крепка, что все другие отношения кажутся им в сравнении с прежними просто пресными. Тем не менее многие овдовевшие люди снова вступают в брак. Это приблизительно половина овдовевших мужчин и четверть овдовевших женщин (Lown & Dolan, 1988). Резюме главы Жизнь людей, не состоящих в браке — Хотя жизнь в одиночестве часто традиционно рассматривается как переходный период до брака или между браками, многие люди выбирают такой образ жизни как свой основной жизненный ориентир.