Логика или чувства? Предположим, что вы проводите кампанию по сбору средств в пользу голодающих в странах третьего мира. Следует ли вам для того, чтобы добиться оптимального результата, изложить свои аргументы строго по пунктам, один за другим, подкрепив их впечатляющими статистическими данными? Или лучше обратиться к чувствам слушателей и рассказать им подлинную историю о голодающем ребенке? Конечно, любой аргумент может быть одновременно и логичным, и эмоциональным. Вы можете соединить логику и страсть. И все же: что воздействует на аудиторию сильнее — доводы рассудка или эмоции? Прав ли был шекспировский Лизандр [Один из персонажей комедии «Сон в летнюю ночь». — Примеч. перев.], сказавший, что «у рассудка воля в подчиненьи»? [Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник. — Примеч. перев.] Или большую мудрость проявит тот, кто последует совету лорда Честерфилда: «Обращайтесь в первую очередь к чувствам, к сердцу и к человеческим слабостям и лишь в крайнем случае — к разуму»? Ответ таков: все зависит от аудитории. Образованные или обладающие аналитическим умом люди скорее откликаются на доводы рассудка, нежели менее просвещенные или менее склонные к аналитическому мышлению (Cacioppo et al., 1983, 1996; Hovland et al., 1949). Прямой способ убеждения наиболее эффективен в размышляющей, заинтересованной аудитории, именно она лучше, чем какая бы то ни было другая, воспринимает логически обоснованную аргументацию. В безучастной аудитории уместнее ориентироваться на косвенный способ; для нее большее значение имеет симпатия или антипатия к оратору (Chaiken, 1980; Petty et al., 1981).
Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией первобытной мифологии от примитивных мифов-сказок, фантастически истолковывавших наиболее простые явления природы, к мифам, объясняющим установление родовых нравов и обычаев, затем происхождение людей и мира в целом, а также судьбу умерших. На этой основе сформировались самые древние из существующих — религиозные концепции будущего. Помимо сравнительно примитивных концепций такого плана, которые либо не дожили до наших дней, либо не имеют значительного распространения, выделяются две, связанные с существующими мировыми религиями:
Значительное место в сексологической помощи индивидам и парам, перенесшим СМТ, занимает переориентация и расширение диапазона доступных им сексуальных проявлений. Так, несмотря на то что генитальные ощущения у таких людей могут быть крайне слабыми или вовсе отсутствовать, повышение сексуальной восприимчивости других частей тела может позволить им испытывать интенсивное сексуальное удовольствие. Ощущения внутренних поверхностей рук, груди, шеи и других участков тела, сохранивших чувствительность, могут стать вполне удовлетворительной заменой утраченным генитальным ощущениям. При использовании техники, известной как повышение восприимчивости (sensory apmlification), индивид концентрируется на физических стимулах, пытаясь добиться усиления своих ощущений — иногда до степени психологического оргазма (Mooney et al., 1975). {Эффективная коммуникация и творческий поиск могут помочь индивидуумам и парам свести к минимуму последствия инвалидности или болезни для их сексуальной сферы} Церебральный паралич Церебральный паралич (ЦП) (cerebral palsy, CP) представляет собой нарушение, вызываемое повреждением мозга, которое может произойти до или в момент рождения, а также в период раннего детства. Это нарушение характеризуется ослаблением или потерей мышечного контроля. Непроизвольные мышечные движения могут вызывать нарушения речи, мимики, контроля равновесия и движений тела. Непроизвольные интенсивные мускульные сокращения провоцируют судороги конечностей и заставляют человека принимать неуклюжие положения тела. При этом интеллектуальная сфера может быть и не затронута. Хотя, к сожалению, из-за того, что лица, страдающие ЦП, испытывают физические трудности в сфере коммуникации, широко распространено неверное представление о том, что у них низкий интеллект. ЦП не оказывает влияния на генитальные ощущения. Судороги и деформации рук и кистей могут затруднять или делать невозможной мастурбацию без посторонней помощи, а аналогичные поражения бедер и коленей могут сделать болезненным или невозможным принятие определенных сексуальных позиций (Joseph, 1991). У женщин, страдающих ЦП, хроническое сокращение мышц, окружающих вагинальное отверстие, способно вызывать болевые ощущения во время полового акта (Renshaw, 1987). Индивидам, страдающим ЦП, может принести облегчение поиск наиболее удобных сексуальных позиций. Например, это может быть подкладывание подушек иод ноги для облегчения спазмов, а также практика внегенитальных сексуальных контактов. Партнеры могут помогать друг другу в принятии нужной позиции, а попытки фокусироваться на получаемом генитальном удовольствии помогут им отвлечься от болевых ощущений. Степень адаптации лиц, страдающих ЦП, в сексуальной сфере зависит не только от их физических возможностей. Немаловажна и помощь окружающих людей в обеспечении социальных контактов и интимной обстановки. Люди, перенесшие СМТ или страдающие ЦП, нуждаются в посторонней помощи для подготовки к половым контактам и принятии нужной сексуальной позиции. Слепота и глухота Потеря зрения и слуха может оказывать на сексуальную сферу негативное влияние различного характера. Значительная часть информации, а также многие формы социальных отношений и навыков социального взаимодействия усваиваются нами в процессе зрительного и слухового восприятия. В связи с этим дефекты зрения и слуха в значительной степени затрудняют процесс обучения (Getch, 2001; Mona & Gardos, 2000). Сами по себе слепота и глухота, по-видимому, не являются физическими препятствиями для возникновения сексуального желания и сексуальной восприимчивости (Ballan, 2001). В этих процессах могут играть важную роль другие ррганы чувств, согласно объяснениям человека, слепого от рождения: