Индивидуальные факторы Помимо самой культурной среды и влияний, оказываемых ею на сексуальные чувства и проявления, источником сексуальных проблем могут также явиться и другие физические, эмоциональные или психологические факторы. Каждый из нас представляет собой неповторимое и бесконечно сложное сочетание биологических, культурных и эмоциональных элементов. Все эти аспекты нашей индивидуальности, которые начинают формироваться еще в детстве и продолжают развиваться в течение всей жизни, находят свое отражение и в нашей сексуальности. Реакции человека на собственный жизненный опыт отличаются огромным разнообразием, так что два индивида могут отреагировать на одну и ту же ситуацию совершенно различным образом. Сексуальные знания и установки Наши знания и установки, касающиеся секса, оказывают непосредственное влияние на наши сексуальные проявления. Так, если женщина знает, какую роль ее клитор играет в сексуальном возбуждении, и убеждена, что ее собственное сексуальное удовлетворение имеет для нее большое значение, ее сексуальная жизнь, вероятно, будет отличаться от жизни женщины, не обладающей подобными знаниями и убеждениями. Процесс самопознания может способствовать тому, что с возрастом количество сексуальных проблем у женщин будет уменьшаться (Leland, 2000a). Даже образовательный уровень и социальное положение влияют на наши сексуальные установки, формы поведения и проблемы. В предыдущих главах вы могли убедиться в том, что чем выше образовательный и профессиональный уровень партнеров, тем больше они склонны использовать разнообразные сексуальные позиции и внекоитальные методы стимуляции. В тех случаях, когда источником проблем в сексуальной сфере является неосведомленность или взаимное непонимание, точная информация может помочь партнерам избавиться от сексуальной неудовлетворенности. Негативные установки, касающиеся секса, также могут явиться причиной сексуальной невосприимчивости. Некоторые люди сами препятствуют возникновению у них сексуального желания. У таких индивидов может выработаться «отключающий» механизм, описанный Каплан: «Большинство пациентов, которых я изучала, имеют тенденцию подавлять свое желание, самостоятельно вызывая у себя негативные мысли или позволяя спонтанно возникающим негативным мыслям вторгаться в свое сознание, как только им предоставляется возможность вступить в сексуальный контакт. Эти люди научились самостоятельно вводить себя в негативные эмоциональные состояния... Таким образом они могут спровоцировать в себе раздражение, страх или отчужденность и активизировать у себя естественные тормозящие механизмы, подавляющие сексуальное желание» (1979, р. 83). Каплан отмечает, что сами люди, как правило, не осознают той активной роли, которую они играют в создании испытываемых ими препятствий. Им кажется, что отсутствие желания возникает автоматически и непроизвольно. Они не осознают того, что сами контролируют течение своих мыслей.
Пятый этап приходится в основном на первую половину XIX в. (от Сен-Симона, Фурье и Оуэна до Л. Блана и Кабе, Дезами и Вейтлинга, а в России — до Герцена и Чернышевского включительно). К его отличительным чертам относятся: попытки критического осмысления опыта Великой французской революции, в ходе которой несостоятельность утопизма проявилась особенно наглядно; стремление связать утопизм с пролетарским движением (отсюда — разнообразные типы «социализма», перечисленные К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии»); попытки использовать не только идеологию просветительства, но и классическую философию (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), а также классическую буржуазную политическую экономию (Смит, Рикардо, Сисмонди и др.) — попытки, которые не увенчались и не могли увенчаться успехом. Шестой этап охватывает вторую половину XIX — начало XX века и характеризуется в основном борьбой марксистской и анархистской утопии, причем первая выдавала себя за науку и резко противопоставляла себя иному-прочему «утопизму».
Учитывая изложенное выше, Эллиот Аронсон, Джудит Тёрнер и Меррил Карлсмит пришли к выводу: заслуживающий доверия коммуникатор, т. е. такой источник информации, в котором трудно усомниться, защищая позицию, сильно отличающуюся от позиции реципиента, вызовет заметное изменение точки зрения последнего (Aronson, Turner & Carlsmith, 1963). Что верно, то верно: когда людям говорили, что поэму, которая им не понравилась, восхвалял сам Т. С. Элиот [Томас Стернс Элиот (1888-1965) — англо-американский поэт, лауреат Нобелевской премии (1948). — Примеч. перев.], изменение мнения было более заметным, чем когда им говорили, что он сказал о ней несколько лестных слов. Однако когда «роль критика поэмы исполняла Агнес Стернс, студентка Педагогического колледжа штата Массачусетс», ее похвала оказала на читателей не большее воздействие, чем несколько лестных слов Элиота. Следовательно, как показано на рис. 7.4, изменение точки зрения и степень доверия к источнику информации взаимосвязаны: чем выше доверие к коммуникатору, тем заметнее изменение мнения реципиента. Рис. 7.4. Изменение точки зрения реципиентов зависит от степени доверия к коммуникатору. Если речь идет о защите какой-либо радикальной позиции, заметное изменение точки зрения реципиентов способен вызвать только коммуникатор, пользующийся безграничным доверием. (Источник: Aronson, Turner & Carlsmith, 1963) <Если владеющие искусством пера в чем-то и согласны друг с другом, то только в одном: самый надежный способ привлечь и удержать внимание читателя заключается в том, чтобы писать конкретно, понятно и точно. Уильям Странк и Э. Б. Уайт, Слагаемые стиля, 1979> А это значит, что ответ на вопрос Ванды, нужно ли ей защищать радикальную позицию, будет таким: все зависит от ситуации. Является ли Ванда для обожающего ее отца непререкаемым авторитетом, заслуживающим безусловного доверия? Если да, она должна подталкивать его к серьезным занятиям по оздоровительной программе. Если же нет, то Ванда поступит мудро, удовольствуясь более скоромными требованиями.