Факторы отношений Помимо индивидуальных чувств и установок существует множество межличностных факторов, которые могут оказывать существенное влияние на степень удовлетворенности сексуальными отношениями. Эти факторы часто зависят как от самой пары, так и от конкретных обстоятельств. Так, одна пара может обнаружить, что их споры, как правило, заканчиваются страстными любовными сценами. Члены же другой расходятся по разным комнатам и не общаются друг с другом целую неделю после выяснения отношений. Неразрешенные проблемы взаимоотношений Очень часто сексуальные затруднения являются симптомом межличностных проблем более общего характера (Alperstein, 2001). Динамика отношений в целом имеет определяющее значение для степени сексуального удовлетворения (Brown, 2000b). Как мы увидим в главе «Сексуальная терапия и совершенствование сексуальных отношений», этот факт находит отражение в сексуальной терапии, в которой делается акцент на работе с парой, а не с отдельным индивидом. Непрощенные обиды, отсутствие доверия или уважения, неприязнь к партнеру, недостаточно сильное влечение или недостаточное владение техникой секса легко могут привести к неудовлетворенности или утрате взаимного интереса. Сексуальные проблемы также могут возникать, когда партнеры не располагают достаточной свободой или когда они впадают в чрезмерную зависимость друг от друга. Партнеры всегда должны поддерживать баланс между ощущением себя единым целым со своим партнером и ощущением своей самостоятельности и индивидуальности (Schnarch, 2000). Кроме того, индивид, чувствующий себя не способным контролировать свои отношения, может утратить сексуальное желание или восприимчивость. Тем самым он как бы обретает определенный контроль над сексуальной стороной отношений (Betchenm, 2001; LoPiccolo, 2000). Один из партнеров даже может осознанно или неосознанно использовать отсутствие у него сексуального интереса, чтобы обидеть или наказать другого партнера. Человек, часто вступающий в сексуальные отношения под принуждением или стесняющийся отказать своему партнеру, может постепенно утратить сексуальный интерес и перестать испытывать сексуальные чувства. Доверие к самому себе как к способному сообщить о своих сексуальных желаниях и доверие к партнеру как к способному проявить понимание и заботу для многих людей становятся важнейшим условием развития удовлетворительных сексуальных отношений. Ведь такие отношения являются как выражением, так и залогом любви и эротической привязанности (Kasl, 1999). Неэффективная коммуникация Неэффективная коммуникация может способствовать возникновению и поддержанию порочного круга сексуальной неудовлетворенности. Как мы говорили в главе «Общение и сексуальная жизнь», разговор является основным инструментом взаимного выяснения потребностей и желаний. Коммуникация также является фундаментом переговоров, часто необходимых для достижения компромисса в межличностных разногласиях. Чтобы научиться сообщать о своих желаниях и чувствах, часто требуются время и усилия. Этим, возможно, и объясняется тот факт, что люди, состоящие в браке, имеют меньше сексуальных проблем, чем не вступающие в брак (Leland, 2000a). При отсутствии эффективной вербальной коммуникации партнерам приходится основывать свои сексуальные контакты на предположениях, прошлом опыте и своих идеальных представлениях. Все это, однако, может совершенно не соответствовать текущей ситуации. Как отмечает один автор: «Мужчины и женщины приходят к полному взаимному непониманию и доводят друг друга до безумия. Мы учимся быть чужими, не видящими друг друга в ночной темноте и говорящими на разных языках. Мы ожидаем друг от друга невозможного, обижаемся и обвиняем друг друга в отсутствии собственного удовлетворения» (Keenm, 1991, р. 79).
Особую группу социальных утопий составляют теории феодального социализма (Карлейль, Дизраэли, Рескин и др.), где будущее рисуется в виде возврата к идеализированному прошлому средневековья. Разновидностью таких теорий являлся поначалу христианский социализм (Ламенне и др.). Но на протяжении второй половины XIX в. это течение приобрело самостоятельный характер, постепенно превратившись в разновидность буржуазного утопизма. В XX в. на смену исчезнувшим рабовладельческим и феодальным утопиям приходят фашистские, которые справедливо расцениваются общественностью как антиутопии. Сложнее обстоит дело с утопическим социализмом. Утопические идеи Сен-Симона, Фурье, Оуэна и других социалистов-утопистов первой половины XIX в. просуществовали в виде соответствующих школ социальной мысли еще несколько десятилетий после смерти их основателей, а в отдельных странах (особенно в царской России и в ряде стран Востока) эти идеи сохраняли известное влияние до первой половины XX в. включительно и даже позднее. Концепции будущего некоторых социалистов-утопистов (Бланки и др.) сложились хронологически почти одновременно с марксизмом и сохраняли значение во второй половине XIX в. и позднее. Рождались и новые социалистические утопии (Моррис, Беллами, Золя, Франс, Уэллс, Дж. Лондон, Циолковский и др.), конкретная оценка которых возможна только с учетом особенностей творчества того или иного утописта в конкретной исторической обстановке.
Первая часть ваших рассуждений прогнозирует общеизвестный эффект, а именно эффект первичности: наиболее убедительна та информация, которая получена первой. Первые впечатления действительно важны. Например, можете ли вы сказать, чем отличаются друг от друга такие описания: — Джон умен, трудолюбив, импульсивен, критически настроен, упрям и завистлив; — Джон завистлив, упрям, критически настроен, импульсивен, трудолюбив и умен. Когда Соломон Аш предложил студентам Колледжа Нью-Йорк Сити прочитать эти характеристики, те из них, кто прочитал сначала первую, оценили Джона более позитивно, чем те, которые начали со второй (Asch, 1946). Похоже, что первая информация повлияла на их трактовку последующей информации, т. е. сработал эффект первичности. Аналогичные результаты были получены и в экспериментах, в которых испытуемые успешно справлялись с 50% заданий на догадливость. Испытуемые, правильно ответившие на первый вопрос, производили впечатление более способных, нежели те, кто сначала ошибался и лишь потом давал правильный ответ (Jones et al., 1968; Langer & Roth, 1975; McAndrew, 1981).