В диагностическом руководстве DSM-IV вместо термина импотенция используется более нейтральный термин дисфункция эрекции (ДЭ), адекватно описывающий эту серьезную мужскую проблему, но лишенный тех негативных коннотаций, на которые мы только что указали (Miller, 2000b). Дисфункция эрекции (ДЭ). Хроническое отсутствие эрекции, достаточной для полового акта с введением пениса в вагину. Дисфункция эрекции определяется как неспособность иметь и поддерживать эрекцию, достаточную для полового акта с проникновением, приносящего удовлетворение обоим партнерам, в течение периода от 6 до 12 месяцев (Nash, 1997). Проблемы, связанные с эрекцией, можно разбить на две большие группы. Термин приобретенная дисфункция эрекции используется в тех случаях, когда мужчина прежде был способен к эрекции с партнером, однако в настоящее время оказался не способным регулярно испытывать функциональную эрекцию. К мужчинам, страдающим хронической дисфункцией эрекции, относятся те, кто на протяжении своей жизни пытался, но ни разу не смог осуществить проникновения. Появление «Виагры» в 1998 году способствовало стремительному росту осознания общественностью проблемы ДЭ (Mulcahy, 2000). Расстройство эрекции является широко распространенной проблемой мужчин, прибегающих к сексуальной терапии. По оценкам специалистов, дисфункцией эрекции страдают около 30 миллионов американских мужчин. Вероятность возникновения ДЭ с возрастом увеличивается. Об этом свидетельствуют данные, показанные на рис. 11.1. Вероятность столкнуться с данной проблемой у мужчины в возрасте старше 50 лет в 2 раза выше, чем у мужчины в возрасте немногим старше 20 лет. Однако сам по себе возраст не является причиной данного расстройства. Его возникновение становится следствием таких болезней, как диабет, повышенное кровяное давление и проблемы сердечно-сосудистой системы. Очень часто эти заболевания сопровождают процесс старения (Morgaentaler, 2000; Mulcahy, 2000). Как минимум 25% случаев ДЭ связаны с побочными эффектами различных медицинских препаратов (Miller, 2000). Табакокурение также является значимым фактором. Известно, что распространенность ДЭ среди курящих мужчин, страдающих болезнями сердца, более чем в 2 раза выше, чем среди некурящих (Manecke & Mullhall, 1999). Рис. 11.1. Распространенность расстройства эрекции в зависимости от возраста (Kim & Lipshultz, 1997) Для большинства мужчин ДЭ является результатом взаимодействия физических, психологических и культурных факторов (Althof, 2000; Slowinski, 2001). Для оценки роли физических факторов в возникновении проблем с эрекцией были разработаны специальные процедуры. Некоторые техники, основанные на том факте, что обычно эрекция естественным образом возникает во сне, включают регистрацию эрекционных механизмов во время сна (Montague, 1998). Другие инструменты служат для измерения кровяного давления и кровотока в пенисе, чтобы установить, не являются ли проблемы с эрекцией следствием нарушений в сосудистой системе. Высокий уровень холестерола, препятствующий поступлению крови в сердце, также может препятствовать и кровотоку в зону гениталий (Rim, 2000). С целью выяснения возможных причин также используются инъекции медикаментов, вызывающих эрекцию. Если в результате инъекции эрекция не возникает, вероятно, имеют место нарушения сосудистой системы (Lehmann et al., 2000; Lin et al., 2000). {Изображение ковбоя с вяло висящей изо рта сигаретой подчеркивает отрицательное воздействие курения на сексуальное функционирование. (Надпись на рекламном щите: «Импотент». Предупреждение: причина — курение)} Проблемы, связанные co стадией достижения оргазма
В эпохи Возрождения и Просвещения вновь выдвинулись на первый план концепции циклов (Макиавелли, Вико) и прогресса. Вико вплотную приблизился к идее развития не по кругу, а по спирали. Что же касается прогресса, то одни философы пытались связать его с божественным провидением (Боден, Лейбниц, Лессинг), другие искали его корни в материальных факторах (Монтень, Ф. Бэкон, Декарт, Спиноза). Клерикалы (Боссюэ и др.) тщетно защищали позиции провиденциализма. Энциклопедисты, особенно Вольтер, наносили им удар за ударом. Именно с Вольтера начинается развитие философии истории в современном смысле. Тюрго, Кондорсе, Годвин объясняли прогресс уже не божественным предопределением, а совершенствованием разума и влиянием разного рода внешних факторов. Сторонники концепции прогресса все шире использовали теории «естественного состояния» и исторического детерминизма, поставив их на службу идеологии Великой французской революции. Было бы ошибкой, конечно, изображать развитие философии истории во второй половине XVIII — первой половине XIX в. как сплошное торжество идеи прогресса над догмами провиденциализма. Процесс был сложнее. Поборникам прогресса приходилось сталкиваться с сопротивлением феодальной реакции (де Местр, Бональд). Главное же заключалось в том, что в идеалистическом мировоззрении ведущих философов преобладали религиозные идеи. Гердер сводил закономерности исторического развития к географическим факторам, допуская решающее влияние Бога на судьбы человечества. У Канта идеи прогресса переплетались с идеями телеологии (предопределенности сущего). Фихте пытался совместить прогресс с реакционными социально-политическими принципами. У Шеллинга тезис о человеке — творце истории соседствовал с тезисом об истории как «откровении абсолютного». Явственно проступала печать эсхатологии в философии истории Гегеля, который рассматривал историю как «высшее проявление мирового духа» и, признавая прогресс в прошлом, отказывался признавать его в настоящем и будущем.
Личный контакт с коммуникатором или средства массовой информации? Результаты исследований убеждения показывают, что наибольшее влияние оказывают на нас не средства массовой информации, а контакты с людьми. Силу личного влияния подтверждают данные, полученные в ходе проведения двух полевых экспериментов. В середине XX в. Самюэль Элдерсвелд и Ричард Додж изучали влияние политической агитации на жителей города Анн-Арбор (штат Мичиган) (Eldersveld & Dodge, 1954). Авторы разделили всех избирателей, не собиравшихся голосовать за пересмотр хартии города, на три группы. В одной группе, которая «была отдана на откуп» средствам массовой информации, 19% изменили свое мнение и в день выборов проголосовали «за». Во второй группе, каждый член которой получил по почте четыре обращения, призывавших поддержать сторонников пересмотра хартии, «за» проголосовали 45%. Наибольшее количество проголосовавших «за» — 75% — оказалось в третьей группе, каждого члена которой навещал агитатор, призывавший к этому в личной в беседе с глазу на глаз. <Исследование за исследованием подтверждает тот факт, что люди признают влияние средств массовой информации на установки. На установки окружающих, но не на их собственные. Duck et al., 1995>