До сих пор мы обсуждали проблемы, связанные прежде всего с сексуальным желанием и возбуждением. Другие сексуальные проблемы затрагивают исключительно реакции оргазма. О целом ряде таких проблем сообщают как женщины, так и мужчины. Некоторые из таких затруднений состоят в крайне редком достижении или полном отсутствии оргазма. Другие проблемы связаны со слишком быстрым, либо слишком медленным достижением оргазма. Иногда партнеры симулируют оргазм, чтобы скрыть свою неспособность его достичь. Расстройства оргазма у женщин Термин фригидность используется как общий термин, описывающий женские сексуальные проблемы, включающие отсутствие интереса к сексу, возбуждения и оргазма. Данный термин является и неточным, и унизительным. Он заставляет ошибочно предполагать, что женщины, страдающие этим расстройством, являются совершенно сексуально невосприимчивыми и эмоционально отстраненными или холодными. Специалисты в области сексуального образования и сексуальной терапии в настоящее время используют термин аноргазмия для обозначения отсутствия оргазма. Аноргазмия. Сексуальная проблема, состоящая в отсутствии оргазма у женщин. Некоторые женщины, не способные достичь оргазма, тем не менее испытывают сексуальное возбуждение, выделяют смазку и получают удовольствие от сексуальных контактов. Однако их сексуальные реакции не достигают точки оргазма. Некоторые из таких женщин могут испытывать удовлетворение своей сексуальной жизнью и без оргазма. Другим же это доставляет разочарование и огорчение. Неспособность достичь пиковой точки возбуждения и физической разрядки от оргазма может привести к тому, что секс начинает доставлять все меньше и меньше удовольствия. Женщины, страдающие общей хронической аноргазмией, никогда не испытывали оргазма при мастурбации или с партнером. Женщины, страдающие ситуативной аноргазмией, испытывают оргазм редко или только в определенных ситуациях. Например, женщина может достигать оргазма при мастурбации, но не с партнером. Аноргазмия достаточно распространенное явление в детстве и подростковом возрасте. Недавно проведенный опрос показал, что почти 62% женщин впервые испытали оргазм в возрасте старше 18 лет (Ellison, 2000). Опросы также показывают, что приблизительно от 5 до 10% взрослых американских женщин никогда не испытывали оргазма, независимо от типа стимуляции — самостимуляции или со стороны партнера (Spector & Carey, 1990). Однако когда в ходе национального опроса (NHSLS) женщин спрашивали, испытывают ли они проблемы с оргазмом, 24% женщин сообщали, что имели проблемы с оргазмом в течение последнего года (Laumann et al., 1994).
Несмотря на эти противоречия, значение философии Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля в развитии представлений о будущем огромно. В известной мере они являлись также утопистами, но как философы истории они внесли наибольший вклад в развитие методологии анализа исторического прогресса как процесса закономерного и диалектического. Лекция 3
Второе полевое исследование выполнено группой ученых под руководством Джона Фаркуяра и Натана Маккоби (Farquhar & Maccoby, 1977; Maccoby & Alexander, 1980; Maccoby, 1980). Авторы задались целью снизить заболеваемость людей среднего возраста сердечно-сосудистыми болезнями и выбрали для этого три небольших города в Калифорнии. Чтобы оценить сравнительную эффективность личного влияния и влияния средств массовой информации, перед началом эксперимента они проинтервьюировали и обследовали в медицинских учреждениях 1200 человек; в дальнейшем интервью и обследования проводились в течение 3 лет в конце каждого года. Жители города Трейси не подвергались никакой иной «обработке», кроме той, которая исходила от их традиционных средств информации. В Джилрое в течение 2 лет проводилась специальная кампания, в которой участвовали телевидение, радио и газеты; кроме того, жители получали по почте специальные листовки, в которых рассказывалось о том, что они могут сделать для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний. В Уотсонвилле аналогичная кампания в средствах массовой информации была дополнена личными контактами с двумя третями тех горожан, которые из-за своего артериального давления, веса и возраста оказались в группе повышенного риска. Используя принципы изменения поведения, исследователи помогали им определять конкретные цели и улучшать собственные достижения. {Рекламные кампании производителей сигарет коррелировали с ростом числа курильщиков. Женщины-модели, которым предстоит сниматься в телевизионной рекламе 1950-х гг., овладевают искусством «правильно» затягиваться и выпускать дым} Как следует из данных, представленных на рис. 7.7, положение жителей Трейси, входивших до начала эксперимента в группу риска, не изменилось и спустя год, два и три года после его начала. Жители Джилроя, входившие в группу риска, которых «обрабатывали» не только с помощью средств массовой информации, но и с помощью специальных обращений по почте, в известной мере избавились от вредных привычек, благодаря чему состояние их здоровья несколько улучшилось. Наибольшие изменения в лучшую сторону произошли с испытуемыми в Уотсонвилле, т. е. с теми, с кем проводились личные беседы. Рис. 7.7. Изменение степени риска сердечно-сосудистых заболеваний (по сравнению с базовым нулевым уровнем) спустя год, два и три года после начала пропаганды мер их профилактики. (Источник: Maccoby, 1980)