Пожалуй, наиболее полно эта линия была проведена в книге директора Гудзоновского института — одного из ведущих прогностических центров США — Г. Кана и его сотрудника А. Винера «Год 2000». Книга была подготовлена на протяжении 1964—1966 гг. в рамках работы «Комиссии 2000 года» Американской академии наук и искусств под председательством Д. Белла, издана в 1967 г. и вплоть до 1970 г. оставалась в центре внимания западных футурологов. Авторы выстроили страны мира по «лестнице» величины ВНП на душу населения. На самой верхней ступеньке оказались США. Под ними цепочкой — в зависимости от этого своеобразного «имущественного ценза» — помещались развитые капиталистические и социалистические страны, а далеко в отрыве от них — страны Латинской Америки, Азии и Африки. С этой позиции смысл развития каждой страны представлялся как перемещение вверх по ступенькам «лестницы ВНП» и где-то в более или менее отдаленной перспективе — достижение современного уровня США, которые предстают неким «венцом творения», подобно тому, каким рисовалась Гегелю прусская монархия середины прошлого века. Кан и Винер разделили страны мира на пять категорий; «доиндустриальные» (до 200 долл. ВНП на душу населения), «переходные» (200—600 долл.), «индустриальные» (600—1500 долл.), «высокоиндустриальные» (1500—4000 долл.) и «постиндустриальные» (свыше 4000 долл.). Затем определили наиболее вероятные, на их взгляд, темпы роста ВНП этих стран при наблюдаемых тенденциях. Наконец, скрупулезно подсчитали, сколько лет понадобится при данных темпах роста той или иной стране для перехода в следующую категорию и в конечном счете — для достижения уровня США 60-х гг. Получилось, что даже «высокоиндустриальным» странам необходимо якобы для этого от 11 до 42 лет, а «доиндустриальным» Китаю — 101 год, Индии — 117 лет, Мексике — 162 года, Нигерии — 339 лет, Индонезии — 593 года!
«Вы раньше когда-нибудь видели меня? Вы живете там-то и там-то, ваш номер телефона — такой-то, а в вашей гостиной стоит то-то и то-то. На вашем диване лежат такие-то и такие-то подушки. Скажите, я когда-нибудь был в вашем доме?» (Conway & Siegelman, 1979, p. 234). Второй аспект надежности — доверие. По мнению изучающей секты Маргарет Зингер, молодые выходцы с Кавказа, представляющие средний класс, более подвержены влиянию сектантов, ибо они более доверчивы (Singer, 1979). Им не хватает «житейской хватки», присущей их ровесникам из более бедных слоев населения (которым часто приходится защищать себя), и осмотрительности богатых молодых людей, которым с детства внушают страх перед возможным похищением. Многие члены сект оказались завербованными своими друзьями или родственниками, т. е. людьми, которым они доверяли (Stark & Bainbridge, 1980). Сообщение Одиноким или пребывающим в депрессии людям бывает непросто устоять перед живой, эмоциональной речью и теплым, участливым приемом. Доверься «мастеру», стань членом нашей семьи, мы знаем ответ, «единственно верный путь». Каналы передачи информации могут быть разными: лекции, дискуссии в немногочисленных группах и прямое социальное давление.
«Как-то я пришел в гости к своей девушке — мне тогда было двадцать лет — и оставшись наедине в ее комнате, мы решили заняться сексом. Она попросила меня сделать все быстро и тихо, так как ее мать была в соседней комнате. С эрекцией у меня не возникло никаких проблем, но после пары минут полового акта она пропала. Я был просто вне себя и находился в паническом состоянии несколько дней, не позволяя своей девушке даже дотронуться до меня. Я стал названивать специалистам по проблемам мужской сексуальности, но никто не хотел говорить со мной по телефону, а визит к доктору я не потянул бы материально. И до тех пор, пока моя девушка не принесла мне книгу о человеческой сексуальности с занятий, которые она посещала, я не мог переварить эту трудность и списать свою проблему на счет простой неудачной ситуации.» (Из авторских архивов) В этой главе рассказывается о методах достижения более глубокого сексуального удовлетворения. Также вы найдете здесь информацию о различных видах сексуальной терапии. Обсуждаемые техники — от углубления самопознания до повышения эффективности общения с партнером — можно применять как индивидуально, так и в паре. Многое из предложенного ниже отражает наше убеждение в том, что каждый человек способен помочь себе сам. Раздел «Рекомендуемая литература» в конце главы содержит указания на источники дополнительной информации по этой теме. Многое из предложенного здесь действительно помогло большому количеству людей. Однако следует помнить, что одна и та же техника не является универсальной для всех. Таким образом, упражнения зачастую приходится модифицировать, ориентируясь на конкретного человека. Более того, если человек не может справиться с проблемой ни сам, ни с помощью партнера, может потребоваться помощь профессионала. Учитывая, что для достижения положительных результатов подчас необходимо лечение, в последнем разделе данной главы мы приводим указания для тех, кому необходима сексуальная терапия. К тому же зачастую необходима и консультация врача-терапевта, чтобы исключить физиологические причины сексуальных проблем. Основы совершенствования сексуальных отношений и сексуальная терапия На сексуальное развитие многих людей уже с самого детства влияло негативное обусловливание, ограничивающие установки и недостаток самопознания. То есть это именно те факторы, которые позднее могут препятствовать получению сексуального наслаждения или же быть причинами сексуальных нарушений (Lipsius, 2001). Как говорится во вставке «Конфликт современной сексуальной терапии с культурными ценностями», такое влияние может быть частью традиций, характерных для конкретной культуры. Углубление самопознания зачастую является важным шагом на пути к изменению негативных представлений и чувств. Учитывая все это, мы коротко рассмотрим методы углубления познания и принятия своего тела, а также способы наиболее приятной стимуляции. Эти «основы» могут быть полезны для индивидов и пар, вполне удовлетворенных своей сексуальной жизнью. Лики сексуальности. Конфликт современной сексуальной терапии с культурными ценностями Основой современной сексуальной терапии на Западе является признание ценностей открытого общения, эмоциональной близости и физического удовольствия для обоих партнеров, проходящих лечение. Это и становится основными целями терапии. Однако эти принципы противоречат культурным нормам многих народов (Goodman, 2001). Убеждения, привитые культурой, влияют как на сам секс, так и на восприятие сексуальных проблем и способы их лечения. В тех культурах, где доминирующая роль отводится мужчине, для женщины секс считается скорее супружеской обязанностью, а не способом получения удовольствия. Поэтому отсутствие оргазма и слабое сексуальное желание у женщин в таких обществах не будут рассматриваться как проблема. Вагинизм же, к примеру, будет проблемой, так как он препятствует сексуальной активности мужчины и возможности оплодотворения (Lavee, 1991).