Возьмем с собою кого надо. Уедем в деревню, там климат чудный,
Резюме Влияние ценностных ориентаций социальных психологов проявляется в их работах как явно, так и неявно. Пример явного влияния — выбор предмета исследований, неявного — скрытые допущения при создании концепций, выборе обозначений и характере рекомендаций. Растет осознание субъективности научной интерпретации; ценностных предпочтений, скрывающихся в концепциях и терминологии социальных психологов; и пропасти между научным описанием того, что есть, и этическим предписанием того, что должно быть. Подобное проникновение ценностей в науку присуще не только социальной психологии. Именно потому, что человеческое мышление редко бывает беспристрастным, нам нужны системные наблюдения и эксперименты, если мы действительно хотим проверить, соответствуют ли реальности наши заветные идеи. Феномен «Так я и знал!»: можно ли поставить знак равенства между социальной психологией и здравым смыслом?
Присутствующий во многих музыкальных видеоклипах эпизод, в котором женщины поначалу отвергают мужчин, является лишь фасадом. На самом же деле женщина всегда подразумевает ответ «да»; она постоянно на взводе и готова на все, после того как с нее спадает ее притворная холодность. В сценариях некоторых клипов присутствуют имитации группового изнасилования, изображаемые таким образом, что эти насильственные сцены кажутся нам почти «нормальными». Тексты песен изобилуют образами насилия, являющимися метафорой сексуальных контактов и фактически превратившимися в расхожий набор штампов (Samuels et al., 2000). Так, в песне группы Motley Crew «Десять секунд на любовь» мы слышим: «Получше начисти мой пистолет... и я спущу курок еще разок, мое дуло еще не остыло». Или в песне Грейта Уайта «На твоих коленях»: «Я хочу засадить в тебя свою любовь, хочу пригвоздить твою задницу к полу»... Это лишь немногие из многочисленных примеров, в которых ружья, ножи, мечи и стальные прутья символизируют пенис в половых актах, наполненных насилием и болью (Gore, 1987). Встречаются и еще более откровенные тексты песен, описывающие сцены сексуального насилия: «Я свалю тебя на пол и буду долго трахать, раздолбаю твою киску, а затем сломаю тебе хребет» — поет рэп-группа 2 Live Crew (Will, 1999). В некоторых песнях, таких как, например, работа Эминема «Ким», где он поет, как перерезает горло своей жене и запихивает ее труп в багажник своей машины, прославляются женоненавистничество и жестокость (Samuels et al., 2000; Turnquist & Allen, 2000). Музыкальные видеоклипы выступают прежде всего в качестве рекламы новых альбомов на компакт-дисках и кассетах. Сексуальные образы насилия и жестокие акты, подобные описанным выше, служат главным средством привлечения внимания к видеоклипам, ориентированным в основном на молодежь (Ali, 2000). Характер сексуальных взаимодействий между мужчинами и женщинами в видеоклипах является выражением похоти, а не любви, импульсивности, а не терпимости, агрессии, а не нежности, и навязчивости, а не уважения. Это заставляет задуматься о том, какое негативное влияние оказывает такая продукция на молодых людей, которые должны научиться здоровым отношениям (Wyatt, 1997). Результаты исследований, изучающих воздействие музыкальных видеоклипов, усиливают эту тревогу. Было проведено исследование с участием студентов колледжа. В итоге было обнаружено, что те из них, кому в течение 10 минут показывался видеоклип, насыщенный стереотипными сексуальными и гендерными образами, охотнее соглашались с провокационными точками зрения, которые описывали отношения между мужчинами и женщинами как враждебные и эксплуататорские. Например, с таким утверждением, как: «Женщины ведут себя как шелковые лишь до тех пор, пока не поймают мужчину, а затем-то и проявляется их истинная сущность». Участники же контрольной группы, которым показывалась запись концерта той же группы, не содержащая стереотипных сексуальных и гендерных образов (Kalof, 1999), реже поддерживали подобные заявления. Девушки, которым показывались видеоклипы рэп-групп, изображающие женщин в подчиненном положении, значительно терпимее отзывались о насилии на свиданиях подростков, чем те, кому не показывались подобные клипы (Johnson et al., 1995). Вывод: частый просмотр видеоклипов, включающих такие стереотипные образы, может способствовать обострению гендерного антагонизма среди молодых людей (Kalof, 1999). (Источник: из Jhally, 1991.) --- <Вопрос для критического размышления. Считаете ли вы, что музыкальные видеоклипы, в которых показаны проявления нежности, уважения, ласковые прикосновения, продаются лучше, чем материалы, пример которых обсуждается во вставке «Женская сексуальность в музыкальных видеоклипах»? Почему да или почему нет?> В то же время телевидение сыграло не последнюю роль в преодолении культурно обусловленных табу, касающихся ряда деликатных вопросов. Дневным ток-шоу, конечно же, свойственна преувеличенная скандальность в отражении сексуальных тем. Но тем не менее они действительно открывают перед нами бесконечное разнообразие человеческих сексуальных проявлений. Телепрограммы и ток-шоу, посвященные инцесту, изнасилованию и абортам, способствовали снятию с этих тем клейма запретности (American Academy of Pediatrics, 2001). Организация под названием «Медиа-Проект» путем сотрудничества с телеиндустрией добивается включения в работу телевещательных каналов реалистической информации о сексуальности и ответственности граждан. К числу достижений «Проекта» относится показ эпизодов в передаче «Счастье» (Felicity), посвященных изнасилованию на свиданиях, безопасному сексу и правильному использованию презервативов. «Медиа-Проект» также является спонсором ежегодной премии SHINE («БЛЕСК», Sexual Health IN Entertainment, Сексуальное здоровье в развлекательных СМИ). Этой премией отмечаются программы, конструктивно рассматривающие вопросы сексуального здоровья (Folb, 2000).