После того как было проведено почти 300 исследований, в которых в качестве испытуемых в общей сложности приняли участие более 25 000 добровольцев, можно говорить, что эта гипотеза «устояла» (Bond & Titus, 1983; Guerin, 1993). Несколько экспериментов, в которых Зайонц и его помощники создавали произвольную доминирующую реакцию, подтвердили, что присутствие наблюдателей усиливает ее. В одном из этих экспериментов исследователи просили испытуемых произносить (от 1 до 16 раз) различные, лишенные смысла слова (Zajonc & Sales, 1966). Затем они говорили им, что эти слова появятся на экране, одно за другим, и каждый раз им нужно будет догадаться, какое именно слово появилось. На самом же деле испытуемым показывали в течение сотых долей секунды только случайные черные линии, но они «видели» преимущественно те слова, которые произносили большее число раз. Эти слова стали доминирующими реакциями. Испытуемые, которые проходили аналогичный тест в присутствии двух других испытуемых, были еще более склонны к тому, чтобы «видеть» именно эти слова (рис. 8.1). Рис. 8.1. Социальная фасилитация доминирующей реакции. В присутствии наблюдателей испытуемые чаще «видели» доминантные слова (те, которые они произносили 16 раз) и реже — субординатные слова, т. е. те, которые они произносили не более одного раза. (Источник: Zajonc & Sales, 1966) <Простой социальный контакт вызывает... стимуляцию инстинкта, который усиливает эффективность каждого отдельного работника. Карл Маркс, Капитал, 1867> Авторы более поздних исследований подтвердили вывод о том, что социальное возбуждение облегчает доминирующую реакцию, независимо от того, верная она или нет. Питер Хант и Джозеф Хиллери обнаружили: в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легким лабиринтом и дольше — с трудным (ну совсем как тараканы!) (Hunt & Hillery, 1973). По данным Джеймса Майклза и его сотрудников, хорошие игроки в бильярд из Студенческого союза (те, у которых результативным был 71 удар из 100) в присутствии 4 наблюдателей показывали еще более высокий результат — 80% попаданий в лузу (Michaels et al., 1982). Плохие игроки (количество результативных ударов не превышает 36%) начинали играть еще хуже, когда возле стола появлялись посторонние (количество попаданий в лузу сокращалось до 25%).
Со своей стороны, представители «апокалипсического» течения, опиравшиеся преимущественно на философию экзистенциализма, тейярдизма или неопозитивизма, вообще сомневались в совместимости социальных последствий научно-технической революции с дальнейшим существованием человечества и расходились только по вопросу о том, когда и как именно погибнет современная западная цивилизация. Типичное произведение этого направления — книга западногерманского философа-экзистенциалиста К. Ясперса «Атомная бомба и будущее человечества» (1962). Это течение, поначалу даже еще более слабое и еще менее авторитетное, чем предыдущее, выдвинулось вскоре на первый план, однако претерпело при этом серьезные изменения. Как уже говорилось, вплоть до 1970 г. «Год 2000» Кана и Винера продолжал находиться в центре внимания футурологов. В пылу дебатов мало кто заметил, что обстановка уже с 1967—1968 гг. начала изменяться и примерно к 1971—1972 гг. изменилась радикально. На господствующее течение в этот период обрушились три «антифутурологические волны» такой силы, что его буквально смыло с «переднего края» футурологии. Плохо пришлось и конвергенционистскому течению, представители которого были деморализованы и, можно сказать, почти начисто стушевались.
Некоторые люди очень волнуются перед визитом к секс-терапевту, и неплохо бы иметь представление о том, чего ждать. У каждого терапевта свой уникальный стиль, но большинство придерживаются следующей схемы. На первичном приеме терапевт помогает человеку или паре прояснить их проблемы и чувства, которые они вызывают, и определить цели терапии. Обычно терапевт задает вопросы о том, когда начались проблемы, как они менялись с течением времени, что, по мнению клиента, является их причиной и как он или она пытались их решить. Вероятно, терапевт будет собирать какую-то информацию об истории болезни и текущем состоянии здоровья клиента и затем при необходимости направит на дополнительное медицинское обследование. На следующих нескольких сеансах терапевт может собирать более подробную информацию о сексуальной жизни человека, его личностных особенностях и о его отношениях. В течение этих сеансов терапевт будет пытаться выявить основные психологические проблемы, которые препятствуют лечению. Он также будет выяснять, способствует ли образ жизни человека развитию положительных эмоций и хороших сексуальных отношений, а также выявлять, есть ли у клиента проблемы с употреблением наркотических веществ и подвергается ли он домашнему насилию. Когда терапевт и клиент — или пара — будут способны полностью осознать природу проблемы и определить цели терапии, терапевт в течение нескольких сеансов помогает клиенту(ам) понять и преодолеть препятствия, стоящие на пути к поставленным целям. В большинстве случаев терапевтический процесс представляет собой одночасовое занятие раз в неделю. Часто терапевт дает клиентам задания для домашней работы, такие как мастурбация или чувственное фокусирование. Успех и трудности, возникающие при выполнении этих заданий, обсуждаются на последующих встречах. Терапия заканчивается, когда клиент достигает своих целей. Для клиентов всегда полезно, если терапевт отпускает их с составленным планом дальнейшего совершенствования. Терапевт и клиент могут также запланировать один или несколько последующих сеансов. Нарушение этики: сексуальные отношения между терапевтом и клиентом Сексуальные отношения с клиентом, проходящим терапию, являются грубым нарушением профессиональной этики со стороны терапевта (Able, 2000, Tubbs & Pomerantz, 2001). Установление границ, обеспечивающих неприкосновенность терапевтических отношений, целиком входит в обязанность терапевта. В профессиональных ассоциациях психиатров, психологов, социальных работников и консультантов разработаны этические кодексы, в которых запрещены сексуальные отношения между терапевтом и клиентом. Американская ассоциация семейной и супружеской терапии запрещает сексуальный контакт на протяжении 2 лет после окончания терапии. А многие профессионалы убеждены в том, что секс с бывшим клиентом неэтичен в любой момент времени (Berkman et al., 2000). К тому же в некоторых штатах профессионалы несут уголовную ответственность за сексуальные отношения с пациентами. Однако исследования показывают, что 3% женщин и 12% мужчин-терапевтов признают сексуальные контакты с текущими клиентами (Berkman et al., 2000). <Вопрос для критического размышления. Какие, по вашему мнению, юридические и профессиональные последствия должны ожидать терапевта, вступившего в сексуальный контакт с клиентом?> Если сексуальные отношения развиваются в рамках терапии, внимание может сместиться от реальных интересов клиента, и изначальная проблема останется неразрешенной (Pope, 2000). К тому же сексуальные отношения могут вести за собой и другие негативные последствия для клиента (Plaut, 1996). Исследования показывают, что женщины, находившиеся в сексуальных отношениях со своими терапевтами (включая психотерапевтов вообще, а не только секс-терапевтов), испытывают большее недоверие и злость по отношению к мужчинам и терапевтам, чем женщины контрольной группы. У таких женщин также наблюдается большее количество психологических и психосоматических симптомов, включая злость, стыд, тревогу и депрессию (Finger, 2000; Regehr & Glancy, 1995). Если в какое бы то ни было время терапевт вербально или действием склоняет вас к сексуальному контакту, вы имеете полное право немедленно уйти и прервать терапию. Если вы доведете этот инцидент до сведения лицензионного совета терапевтов штата, то это может быть полезным для тех, кто мог бы также оказаться жертвой злоупотребления профессиональной властью (Schoener, 1995).