Лечение принудительных парафилий В чем трудности лечения принудительных парафилии? Какие виды терапии применяются для лечения принудительных парафилий? Сексуальная аддикция: реальность, фикция или ошибочное понятие Бывает ли у людей непреодолимая тяга к сексу (аддикция)? Насколько модель непреодолимой тяги к сексу (аддикции) поддерживается профессионалами? «Мой последний сексуальный партнер имел склонность к урофилии. Я видела ряд фильмов Аллена и поэтому знала, что некоторые люди пьют мочу. Однако поскольку это никогда не касалось меня самой, я не могла и вообразить, что когда-нибудь буду принимать в этом участие. И когда мой партнер выразил желание выпить мою мочу, я была застигнута врасплох. Однако я всегда слыла экспериментатором. Подчас я пробовала некоторые вещи, которые показались бы большинству несколько нетипичными. Поэтому и на этот раз я тоже решила попробовать. Тем не менее я очень волновалась по поводу самой процедуры. В моей голове постоянно вертелись такие мысли: «А вдруг он пошутил — он подумает, что я совсем свихнулась» или «Что, если я попаду впросак?» Я испытывала очень сильное нервное напряжение, и это затрудняло мочеиспускание. Наконец мое беспокойство улеглось, и я смогла сделать то, чего он хотел. Его реакция поразила меня. Он начал лихорадочно мастурбировать и в исступлении жадно пить мою мочу. Я никогда не видела его в таком возбужденном состоянии. Но больше всего меня удивило то, насколько приятно это было мне. Хотя я не могла вообразить себя на его месте, это был действительно воодушевляющий и на удивление приятный опыт.» (Из авторских архивов) Это описание довольно необычного сексуального опыта, о котором недавно поведала одна из студенток на семинаре по сексуальности. Оно, конечно же, может шокировать наших читателей и покажется им отражением ненормальной или, возможно, даже девиантной формы сексуального поведения. Однако мы полагаем, что более правомерно рассматривать этот рассказ просто как описание нетрадиционного или нетипичного сексуального поведения. Следует только сделать одно предостережение: поскольку ВИЧ был найден в моче инфицированных людей, благоразумно избегать контактов с мочой партнера, если достоверно неизвестно, что он или она не заражены ВИЧ или любыми другими заболеваниями, передающимися половым путем. А теперь давайте перейдем к вопросу о том, что же представляет собой нетипичное сексуальное поведение. Что такое нетипичное сексуальное поведение? В этой главе мы сосредоточимся на целом ряде форм сексуального поведения, которые имеют разные названия — девиантное, извращенное, отклоняющееся или аномальное. В последнее время для описания таких несколько необычных видов сексуального выражения стал применяться безоценочный термин парафилия. Его буквальное значение — «вне обычной или типичной любви». Этот термин делает акцент на том, что такие формы поведения обычно не базируются на отношениях нежности, глубокой привязанности или любви. Они скорее являются выражением психосексуальных нарушений поведения. В результате подобных нарушений сексуальное возбуждение и/или реагирование человека зависит от некоторых необычных, экстраординарных или даже эксцентричных действий (American Psychiatric Association, 1994). Термин парафилия часто используется в исследованиях по психологии и психиатрии. Однако исходя из нашего собственного опыта изучения и обсуждения различных сексуальных отклонений, можно выделить одну общую для таких расстройств характеристику. Она заключается в том, что каждое такое сексуальное отклонение в его абсолютном проявлении обычно нехарактерно (нетипично) для большинства людей в нашем обществе. Поэтому те формы поведения, которые мы будем рассматривать в этой главе, мы также будем называть нетипичным сексуальным поведением.
Ничего подобного и представить себе нельзя было в 60-х гг., когда авторитет Белла и Кана как наиболее видных футурологов был на Западе абсолютно непререкаемым. В своей последней книге — «Противоречия культуры капитализма» (1976) — Белл предостерегал, что при дальнейшем стихийном развитии событий «капитализм может уничтожить сам себя». В. поисках «оптимизации» социальных процессов автор обращается к религии, как это уже неоднократно делали антисциентисты. Его новое произведение можно понять только в контексте дискуссий, вызванных концепциями, которые появились в начале 70-х гг. и которые нам предстоит рассмотреть в следующем разделе.
Вспомните, что аналогичный феномен наблюдается и в опытах с животными. Это позволяет предположить существование некоего врожденного механизма социального возбуждения, присущего большинству представителей животного мира. (Вряд ли животные сильно озабочены тем, как их оценивают другие животные!) Что же касается людей, то известно, что многих из тех, кто бегает трусцой, присутствие компаньонов «подстегивает» даже тогда, когда ни о соревновании, ни об оценке нет и речи. Сейчас самое время вспомнить о том, для чего создаются теории. Как уже было сказано в главе 1, хорошая теория — это научная стенография: она упрощает и обобщает различные наблюдения. Теория социальной фасилитации прекрасно справляется с этой задачей. Она представляет собой простое резюме многих экспериментальных данных. Хорошая теория является и надежной основой для прогнозов, которые: 1) помогают подтверждать или модифицировать саму теорию; 2) указывают новые направления исследований;