Социальная леность реже проявляется и в тех группах, члены которых дружат между собой или скорее идентифицируют себя с группой, чем смотрят на нее со стороны (Davis & Greenlees, 1992; Karau & Williams, 1997; Worchel et al., 1998). Латане отмечает, что киббуцы — израильские сельскохозяйственные коммуны — по производительности труда превосходят неколлективные хозяйства Израиля (Leon, 1969). Сплоченность интенсифицирует усилия. Именно поэтому Латане и заинтересовал следующий вопрос: знакомы ли ориентированные на коллективизм культуры с таким явлением, как социальная леность? В поисках ответа Латане и его коллеги отправились в Азию и повторили свои «шумовые» эксперименты в Японии, Таиланде, на Тайване, в Индии и Малайзии (Gabrenya et al., 1985). И что же они выяснили? Граждане этих стран тоже склонны к социальной лености. Однако результаты 17 более поздних исследований позволяют говорить о том, что представителям коллективистских культур социальная леность свойственна в меньшей степени, нежели представителям индивидуалистических культур (Karau & Williams, 1993; Kugihara, 1999). Как уже отмечалось в главе 2, преданность семье и корпоративный дух принадлежат к числу важнейших нравственных ценностей коллективистских культур. По тем же самым причинам (см. главу 5) и женщины, будучи в массе своей менее эгоистичными, чем мужчины, реже, чем они, демонстрируют социальную леность. Некоторые из данных этих исследований соответствуют результатам наблюдений над реальными рабочими коллективами. Когда перед группами ставятся труднодостижимые цели, когда коллективный успех достойно вознаграждается и когда присутствует то, что может быть названо командным духом, все члены группы трудятся засучив рукава (Hackman, 1986). Люди больше верят в собственную незаменимость, если группы немногочисленны, а все их члены имеют примерно равную квалификацию (Comer, 1995). Итак, поскольку социальная леность проявляется в тех случаях, когда члены группы работают вместе и нет личной ответственности каждого за результат, большое количество рабочих рук не всегда делает труд более легким. Резюме
Позднее этот тезис подлил масла в огонь дискуссии по поводу содержания понятий «уровень», «стандарт», «качество», «стиль» и «образ жизни», разгоревшейся не Западе в середине 70-х гг. Но на первых порах он также остался незамеченным. Сенсационной в концепции Форрестера — Медоуза стала не их трактовка качества жизни и даже не угроза глобальной катастрофы, а то, что в данном случае авторы апеллировали к авторитету не человеческого, но электронного мозга компьютера. И компьютер дал сигнал: впереди — катастрофа. Это-то и вызвало бурю полемики (продолжающейся, кстати, и до сих пор).
Принудительные парафилии В этом разделе мы сначала обсудим три очень распространенные формы принудительных парафилий: эксгибиционизм, непристойные звонки по телефону и вуайеризм. Затем будут также представлены и три другие разновидности принудительных парафилий — фроттеуризм, зоофилия и некрофилия. Эксгибиционизм Эксгибиционизм, часто называемый еще «неприличным обнажением», — это такая парафилия, при которой человеку для получения сексуального удовлетворения необходимо выставлять напоказ свои половые органы перед незнакомыми (и не желающими этого) людьми (обычно перед взрослой женщиной или девочкой). Это отклонение встречается почти исключительно у мужчин (American Psychiatric Association, 1994; Marshall et al., 1991). Как правило, мужчина, который совершил акт эксгибиционизма, сразу же после этого стремится достичь сексуального удовлетворения при помощи мастурбации. При этом он усиливает свое возбуждение мысленным представлением реакции своих случайных наблюдателей (Blair & Lanyon, 1981). Некоторые мужчины во время традиционного сексуального контакта с партнером могут воображать акт эксгибиционизма или представлять сцены из предыдущих эпизодов (Money, 1981). У некоторых мужчин оргазм может вызываться самим актом эксгибиционизма, но есть и такие, которые одновременно могут заниматься и мастурбацией (American Psychiatric Association, 1994; Freund et al., 1988). Закреплению эксгибиционистского поведения обычно способствует следующий механизм обусловливания. Реальный акт эксгибиционизма или фантазии на тему демонстрации своих половых органов получают подкрепление через ассоциацию с сексуальным возбуждением и оргазмом и, таким образом, получают дополнительные мотивации (Blair & Lanyon, 1981). Акты эксгибиционизма могут происходить в различных условиях, но преимущество отдается таким, которые позволяют легко скрыться. Подземки, относительно пустынные улицы, парки и автомобили с открытой дверцей — обычные места для актов эксгибиционизма. Иногда местом демонстрации может быть и частное жилье, как показано в следующем примере: «Однажды вечером я была сильно шокирована, когда, открыв дверь своей квартиры, увидела на пороге обнаженного мужчину. Я смотрела на него достаточно долго, чтобы увидеть, что он обнажился специально, и захлопнула дверь перед его лицом. Он больше не возвращался. Я уверена, что то выражение ужаса, которое было на моем лице, и являлось основной целью этого субъекта. Однако трудно сохранить невозмутимость, когда на пороге твоего дома стоит голый мужчина.» (Из авторских архивов) Эксгибиционизм. Акт демонстрации своих половых органов другому человеку вопреки его желанию. Конечно, у многих из нас имеются эксгибиционистские тенденции. Мы можем ходить на нудистские пляжи, дефилировать перед восхищенными возлюбленными, носить провокационную одежду или чересчур откровенный купальник. Тем не менее такое поведение считается приемлемым в обществе, которое многими способами эксплуатирует и прославляет эротически изображаемое человеческое тело. Отличительной чертой, которая позволяет отделить эксгибиционистское поведение в юридическом смысле от этих более приемлемых разновидностей эксгибиционизма, является наличие недобровольных наблюдателей.