Аверсивное обусловливание. Один из методов терапии поведения, который заменяет положительную условную реакцию на неадекватный стимул негативной условной реакцией. В одном из недавних исследований сообщается о некотором успехе техники аверсивного обусловливания в лечении эксгибиционизма. Нескольким таким нарушителям мужского пола была дана инструкция носить с собой нюхательную соль (очень неприятный аромат), которую они должны были глубоко вдыхать всякий раз, когда чувствовали позыв продемонстрировать свои половые органы. Этот подход помог некоторым из нарушителей выработать определенный контроль над своим парафилическим поведением. Это произошло в результате того, что у них образовалась связь между вызывающим отвращение запахом и их девиантными фантазиями/побуждениями (Marshall et all., 1991). Аверсивное обусловливание — процедура довольно неприятная. И вы можете задать вопрос, почему парафилик согласится подвергнуться ей добровольно. Ответ заключается в том, что аверсивное обусловливание как лечение принудительных парафилий чаще всего применяется в отношении мужчин, которые были приговорены к принудительному лечению решением суда. Но иногда давление семьи или личная неудовлетворенность осложнениями, связанными с парафилическим поведением, побуждают некоторых мужчин добровольно обращаться за терапевтическим вмешательством. Систематическая десенсибилизация Одной из наиболее широко используемых техник бихевиоральной терапии является систематическая десенсибилизация. Этот метод первоначально был предложен Джозефом Вольпе (Wolpe, 1958, 1985) для лечения людей, которые проявляют чрезмерную тревожность в некоторых ситуациях. Эта бихевиоральная техника базируется на предпосылке, что люди не могут быть и расслаблены и встревожены в одно и то же время. Поэтому если людей можно научить расслабляться в то время, когда они сталкиваются с вызывающими беспокойство стимулами, они будут способны преодолевать свое беспокойство. Систематическая десенсибилизация. Техника бихевиоральной терапии, при которой расслабляющий тренинг систематически сочетается с рядом вызывающих беспокойство ситуаций, упорядоченных по возрастанию их интенсивности. Люди, склонные к парафилиям, часто становятся зависимыми от этих действий. Ведь иначе они просто не могут достичь сексуального удовлетворения. Это связано с тем, что из-за сильного чувства собственной неполноценности и плохо развитых коммуникативных навыков такие люди часто испытывают большие трудности с установлением удовлетворительных сексуальных отношений с партнерами. Следовательно, преодоление тревожности в отношениях с другими людьми путем выработки у парафиликов условной реакции расслабления в социосексуальных ситуациях может способствовать замене неадекватного поведения более здоровыми проявлениями сексуальности. Кроме того, расслабление также несовместимо и с сексуальным возбуждением. Поэтому систематическая десенсибилизация может применяться также для разрыва связи между сексуальным возбуждением и неадекватным парафилическим поведением. В этих ситуациях возбуждение замещается расслаблением. Ключ к успеху этого терапевтического метода состоит в том, чтобы применять его медленно и систематически. Первым шагом этого метода является выстраивание иерархии ситуаций, которые вызывают беспокойство или неадекватное сексуальное возбуждение. Их следует расположить так, чтобы ситуации, вызывающие самое сильное беспокойство или сексуальное возбуждение, располагались на вершине, а ситуации, вызывающие наименьшее беспокойство или сексуальное возбуждение, — в основании. На следующей стадии нужно научить клиента расслаблять отдельные группы мышц тела. На заключительной стадии мышечная релаксация неоднократно сочетается с мысленным представлением каждой ситуации из этого возрастающего ряда. Когда клиент становится способным неоднократно представлять ситуации, располагающиеся в основании списка, не испытывая при этом какого-либо беспокойства или возбуждения, его внимание направляется на более сложные для него ситуации в иерархии. В течение нескольких занятий беспокойство или сексуальное возбуждение постепенно замещается расслаблением. И это достигается в каждой из стимульных ситуаций, даже в тех, которые находятся на вершине иерархического списка.
Шестой доклад Римскому клубу — книга «Нет пределов обучению» (1979), подготовленная авторской группой в составе: Дж. Боткин (США), М. Эльманджра (Марокко) и М. Малица (Румыния) — посвящен перспективным проблемам народного образования, способного, по мнению авторов, значительно сократить разрыв в уровне культуры людей различных социальных групп, стран и регионов мира. Авторы считают, что существующая система народного образования, если говорить о глобальных масштабах, стала анахроничной, неспособной содействовать решению труднейших задач, вставших перед человечеством, и прежде всего — способствовать ускоренному прогрессу экономики и культуры освободившихся стран. Они рекомендуют коренным образом реформировать систему народного образования, ориентируя ее на актуальные современные проблемы человечества, на понимание общеглобального характера этих проблем и вместе с тем серьезно совершенствуя процесс обучения путем внедрения новых, более прогрессивных методов. Седьмой доклад — монография «Диалог о богатстве и благосостоянии» (1980), подготовленная с помощью исследовательской группы итальянским экономистом О. Джиарини — представляет собой попытку создать новую теорию политической экономии с полной ревизией всех предшествующих экономических учений, включая марксистское. В основе концепции автора лежит тезис о том, что при развитии экономики и культуры человечеству приходится считаться не только с «наследством» — особенностями общественного производства, но и с «приданым» — масштабом и характером невозобновимых природных ресурсов. Отсюда он делает вывод, что дальнейшее развитие экономики без учета экологических последствий чревато катастрофой, и рекомендует объединить политическую экономию и социальную экологию в единую научную дисциплину, научиться принимать в расчет не только финансовую сторону производства, но и природные ресурсы, часто не поддающиеся финансовым оценкам.
Следовательно, все факторы, способствующие ослаблению самоосознания, в частности алкоголь, усиливают деиндивидуализацию (Hull et al., 1983). И наоборот: все, что усиливает самоосознание, ослабляет деиндивидуализацию: зеркала и телекамеры, маленькие города, яркий свет, бросающиеся в глаза таблички с именами, не нарушаемая ничем тишина, индивидуальная одежда и индивидуальное жилище (Ickes et al., 1978). «Развлекайся и помни, кто ты» — вот лучший совет, который могут дать родители уходящему на вечеринку подростку. Иными словами, получай удовольствие от общения с товарищами, но оставайся личностью и сохраняй собственную индивидуальность. Резюме Когда высокий уровень социального возбуждения накладывается на «размытую» ответственность, люди способны забыть о присущей им в обычных обстоятельствах сдержанности и утратить чувство индивидуальности. Подобная деиндивидуализация наиболее вероятна тогда, когда люди возбуждены, а их внимание отвлечено; в таких ситуациях люди ощущают себя анонимами, затерявшимися в толпе или скрывшимися за форменной одеждой. Результатом становится ослабление самоосознания и повышенная реактивность по отношению к сиюминутной ситуации, независимо от того, позитивна она или негативна. Групповая поляризация