Таким образом, по их мнению, мужчины обладают эволюционным преимуществом, которое трансформировалось в биологическую предпосылку к сексуальному обладанию возможно большим количеством женщин. Смысл в том, что чем больше у мужчины партнерш, независимо от желания последних, тем больше у него будет детей и тем больше шансов на выживание у его генов. Следовательно, изнасилование отчасти можно считать естественным явлением, так как оно заложено в мужской природе. Эти представления об эволюционной детерминированности нашего поведения были подвергнуты широкому и бурному обсуждению (Coyne & Berry, 2000; Lewontin, 1999; Stanford, 2000). Критика работ Торнхилла и Палмера содержала нападки на научную подоснову представлений социобиологов об изнасиловании. Говорилось, к примеру, о том, что их выводы неоправданно обобщают приводимые ими данные. Кроме того, эта критика также затронула и очень интересный вопрос. Если сексуальное насилие присуще мужчинам на генетическом уровне, то почему же тогда не все мужчины совершают изнасилования? И почему в разных культурах уровень сексуального насилия настолько отличается? Кроме того, если изнасилование появилось в результате «естественного отбора», то оно должно сулить некие эволюционные преимущества, служить эффективной стратегией продолжения рода. Но Стенфорд (2000) в своем исследовании, на которое ссылаются Торнхилл и Палмер, отмечает, что насильник оплодотворяет свою жертву с вероятностью всего 2%. И только 38% беременностей, возникших в результате изнасилования, заканчиваются рождением детей. Следовательно, шансы того, что изнасилование создаст для мужчины эволюционное преимущество, менее чем 1:100. Учитывая, что для насильника содеянное может закончиться заключением, физическим ущербом или смертью, Стенфорд считает, что исследование Торнхилла и Палмера, напротив, показывает, что изнасилование не является механизмом естественной адаптации. Таким образом, социобиологическое объяснение изнасилования, по-видимому, строится на весьма зыбкой почве. Изнасилование знакомым и сексуальное принуждение Известно, что большинство изнасилований, вопреки распространенному заблуждению, совершается знакомым человеком или другом, а вовсе не незнакомцем (Harney & Muehlenhard, 1990; Koss, 1992; Small & Kerns, 1993). Почти 8% изнасилований совершают сами сексуальные партнеры жертв (Tjaden & Thoennes, 1998). Значительное число изнасилований знакомыми людьми происходит во время свидания — отсюда и термин «изнасилование на свидании». Распространенность сексуального принуждения во время свидания стала предметом одного широкомасштабного исследования (Kalof, 1993; Small & Kerns, 1993). Тридцать пять процентов из 950 жительниц Сан-Франциско сообщили, что пережили попытку изнасилования или стали жертвами изнасилования знакомым человеком. В большинстве случаев это произошло во время свидания (Russell, 1984). Каждая пятая из 1149 девушек-тинейджеров сообщила, что за последний год вступала в сексуальный контакт против своей воли или имела нежелательные сексуальные отношения в какой-либо другой форме, в основном в ситуации свидания (Small & Kerns, 1993). Исследование с участием почти 200 канадских студенток показало, что 30% респонденток в той или иной форме пережили принуждение к сексу (Rhynard et al., 1997). В ходе исследования, где выборку составляли ученицы 8-12-х классов государственных и частных школ Вермонта, оказалось, что 30% из почти 4000 сексуально активных девушек подвергалось давлению или принуждению к сексуальному контакту (Shrier et al., 1998). Женщины — не единственные, кто сталкивается с сексуальным принуждением. Уже упоминавшееся нами канадское исследование выявило, что 22% юношей-респондентов старшего школьного возраста, по их словам, подвергались сексуальному принуждению в той или иной форме (Rhynard et al., 1997). Так, в Вермонте среди учащихся средней и старшей школы было проведено специальное исследование. Десять процентов из примерно 4000 сексуально активных юношей рассказали, что на них оказывали давление с целью принудить к вступлению в сексуальный контакт (Shrier et al., 1998). Важно отметить что в то время как многих женщин, участвовавших в этих исследованиях, принуждали к половому акту против их желания силой, сексуальное принуждение по отношению к мужчинам-респондентам редко сопровождалось применением физической силы. Изнасилование знакомым: роль восприятия и коммуникации Выше в этой главе мы уже рассматривали взаимосвязь между сексуальным принуждением и культурными ожиданиями, предъявляемыми обществом к мужчинам. Безусловно, важным фактором, способствующим высокому уровню изнасилований и сексуального принуждения, является процесс социализации. Он предписывает мужчинам проявлять агрессивность для того, чтобы получить желаемое. Как отмечают многие авторы (Byer, 1996; Carpenter, 1998), в нашем обществе многие мужчины и женщины усваивают сексуальные сценарии, согласно которым мужчинам следует быть агрессивными, а женщинам — пассивными. Однако некоторые эксперты доказывают, что по крайней мере в отдельных случаях изнасилования знакомыми наблюдается более сложная картина.
Чтобы не создалось обманчивого впечатления, будто современная альтернативистика представлена только симпатичными американскими дамами с фамилиями, оканчивающимися на «сон», упомянем еще две книги, вполне равноценные, на наш взгляд, предыдущим: Л. Броун (США) «Созидание устойчивого общества» (1981) — широчайшая панорама альтернативистики, и Ж. Робен (Франция) «Смена эпох» (1989) — с упором на радикальную переориентацию экономики и политики, а также на необходимость реморализации общества. Как уже говорилось, этот список нетрудно дополнить еще несколькими десятками названий работ того же качества. Вместо того, чтобы перечислять названия, которым все равно не хватит места даже для наикратчайших аннотаций, гораздо разумнее, по нашему убеждению, задаться вопросом: почему десятки блестящих книг по альтернативистике — ничуть не менее, а в некоторых отношениях даже более интересные, чем книги Кана и Тоффлера, первые доклады Римскому клубу — не получили в мировой аудитории того же отзвука, не дали того же эффекта разорвавшейся бомбы? Виной ли тому изменение обстановки, когда на первый план в глазах читателей выходят проблемы не столько будущего, сколько настоящего — распад Советской империи, предродовые судороги рождения нового Багдадского халифата от Марокко до Индонезии, от Казани до Южной Африки, смена противостояния СССР — США противостоянием США — Зап. Европа — Япония и т.п.? Или психологическая усталость читательской аудитории от любой «литературы о будущем», ничего, кроме неприятностей, не несущей? Или неспособность самих авторов преодолеть психологический барьер неприятия всего качественно нового, «пробиться» к читателю, «достучаться» до его ума и сердца? Или что-то еще?
Рис. 8.10. Когда речь идет о таких «дилеммах риска», как дилемма Элен, одного лишь знакомства с мнениями других людей достаточно для того, чтобы позиция индивидуума «сдвинулась» в сторону риска. Что же касается «дилемм осторожности» (примером является дилемма Роджера), знакомство с мнениями окружающих делает людей более осторожными. (Источник: Myers, 1978) Результаты изучения групповой поляризации иллюстрируют сложность социально-психологических исследований. Наше объяснение редко учитывает все факторы, и это тем реже происходит, чем больше мы стремимся к простому объяснению того или иного феномена. Человеческая природа сложна, и поэтому результат эксперимента зачастую зависит не от одного, а от нескольких факторов. В групповых дискуссиях убеждающие аргументы превалируют в тех случаях, когда обсуждается сюжет, имеющий фактический элемент («Виновна ли она в совершении преступления?»). Социальное сравнение оказывает влияние на мнение в тех случаях, когда обсуждаемый вопрос касается нравственных ценностей («К какому сроку заключения следует приговорить ее?») (Kaplan, 1989). Во многих случаях, когда обсуждаемые темы имеют как фактический, так и нравственный аспект, одновременно «работают» оба фактора. Обнаружив, что окружающие разделяют его чувства (социальное сравнение), человек усиливает поиск аргументов (информационное влияние) в пользу того, к чему в глубине души склоняются все. Резюме