Предвидение затрагивает две взаимосвязанные совокупности форм его конкретизации: относящуюся к собственно категории предвидения — предсказательную (дескриптивную, или описательную) и сопряженную с ней, относящуюся к категории управления — предуказательную (прескриптивную, или предписательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание связано с собственно решением этих проблем, с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности личности и общества. Предсказание выливается в формы предчувствия, предвосхищения, предугадывания, прогнозирования. Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции — подсознания. Иногда это понятие распространяют на всю область простейшего опережающего отражения как свойства любого организма. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, более или менее верные догадки о будущем, не основанные на специальных научных исследованиях. Иногда это понятие распространяют на всю область сложного опережающего отражения, являющегося свойством высшей формы движения материи — мышления. Наконец, прогнозирование (которое часто употребляют в предыдущих значениях) должно означать при таком подходе специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления. Предуказание выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования, текущих управленческих решений. Целеполагание — это установление идеально предположенного результата деятельности. Планирование — проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности. Программирование в этом ряду понятий означает установление основных положений, которые затем развертываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов. Проектирование — создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ. Управление в целом как бы интегрирует четыре перечисленных понятия, поскольку в основе каждого из них лежит один и тот же элемент — решение. Но решения в сфере управления необязательно носят плановый, программный, проектный характер. Многие из них (так называемые организационные, а также собственно управленческие) являются как бы последней ступенью конкретизации управления.
Природа и власть предрассудков Чем «предрассудки» отличаются от «стереотипного мышлений», «дискриминации», «расизма» и «сексизма»? Можно ли сказать, что все предрассудки — непременно ложны или злонамеренны? Как с течением времени изменились расовые и гендерные установки? В какой форме предрассудки проявляются в наши дни? Что такое предрассудки?
Предлагает многогранное исследование феномена изнасилования с точки зрения феминизма, представляя изнасилование как акт власти и господства. COLAO, FLORA; & HOSANSKY, TAMAR (1983). Your Children Should Know. New York: Bobbs-Merrill. Прекрасная книга, написанная увлекательным стилем, в которой представлена подробная информация о предотвращении сексуального насилия над детьми и стратегиях борьбы с такими инцидентами. Дети, родители, учителя, специалисты в области здоровья — каждый может извлечь пользу, прочитав этот великолепный текст. FRANCKE, LINDA BIRD (1997). Ground Zero: The Gender Wars in the Military. New York: Simon & Schuster. Нравоучительное повествование о том, насколько часто женщины, служащие в армии, становятся неизменным объектом унизительного и пренебрежительного обращения, в том числе сексуальных домогательств и нападок. GRAUERHOLZ, ELIZABETH & KORALEVSKI, MARY (Eds.) (1990) Sexual Coercion: A Sourcebook on its Nature, Causes, and Prevention. Lexington, MA: Lexington Books. Бесценное собрание статей, которые проливают свет на природу сексуального принуждения в разных его формах, а также рекомендации по его предотвращению. GROTH, A. NICHOLAS (1979). Men Who Rape. New York: Plenum.