Вопросы, касающиеся близких отношений, и сегодня выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном месте» дает более верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в учебном заведении, тем не менее проводят свободное время в обществе людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять, почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя исключенными из «социальных контактов» (Hurtado et al., 1994). (Об этом сообщили 24% американцев азиатского происхождения, 16% американцев мексиканского происхождения и 6% американцев европейского происхождения.) И проблема этих отношений большинства и меньшинства не только в том, что большинство — белые, а меньшинство — цветные. В баскетбольных командах НБА белые игроки (а в данном случае именно они и составляют меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих товарищей по команде (Schoenfeld, 1995). {Хотя в сфере интимных социальных отношений предрассудки особенно живучи, в большинстве стран количество смешанных браков возрастает. Например, в США в период между 1980 и 1998 г. количество браков между представителями разных рас увеличилось более чем вдвое. (Источник: Bureau of the Census, 1996)} Это явление — наибольшая живучесть предрассудков в сфере самых интимных социальных отношений — представляется универсальным. В Индии люди, признающие систему каст, впускают представителей низших каст в свои дома, но о браках с ними не может быть и речи (Sharma, 1981). В результате проведения общеамериканского опроса оказалось, что на вопрос: «Стали бы вы делать покупки в магазине, принадлежащем гомосексуалисту?» — утвердительно ответили 75% респондентов, но на вопрос: «Стали бы вы лечиться у врача-гомосексуалиста?» — утвердительно ответили только 39% респондентов (Henry, 1994). Скрытые формы предрассудков. Вспомните: в главе 4 было рассказано об эксперименте, в ходе которого белые студенты, думая, что их контролирует детектор лжи, признавались в том, что не лишены предрассудков. Другие исследователи предлагали испытуемым оценить поведение белого или чернокожего человека. Участникам эксперимента Бирта Дункана, белым студентам Калифорнийского университета, демонстрировали видеозапись спора между двумя мужчинами, в результате которого один из них несильно толкал другого (Duncan, 1976). Когда белый толкал чернокожего, только 13% испытуемых назвали его поведение «проявлением насилия». Остальные сочли поступок белого «игрой» или «шуткой». Однако если чернокожий толкал белого, оценка была совершенно иной: 73% испытуемых посчитали его действия «насильственными».
Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели данного прогноза. В некоторых научно-технических прогнозах период упреждения даже в долгосрочных прогнозах может измеряться сутками, а в геологии или космологии — миллионами лет. В социально-экономических прогнозах сообразно с народнохозяйственными планами и в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные прогнозы — до одного года, краткосрочные — от одного до пяти лет, среднесрочные — на пять-десять лет, долгосрочные — на период до пятнадцати — двадцати лет, дальнесрочные — за пределами долгосрочных. Однако и здесь имеются различия, связанные с особенностями отдельных отраслей социально-экономического прогнозирования. Так, в сфере политики диапазон между кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия, в градостроительстве — растягивается на целое столетие (так как на ближайшие десятилетия большая часть объектов уже запроектирована и возможно только оперативное прогнозирование), в экономике — приспосабливается к диапазонам народнохозяйственных планов и т.д.
Вероятно, наиболее яркий пример функции порнографии как отрицания социальных норм современной культуры — это демонстрация образов, отвергнутых современными культурными стереотипами. Так, к примеру, это порнография с изображениями полных людей. В такого рода порнографии не соблюдаются никакие социальные приличия. В журналах и видеофильмах, таких как, например, «Жизнь с толстыми», «Слониха Изабель», показаны полные обнаженные женщины (от 200 до 500 фунтов) в сексуальных взаимодействиях. Тот факт, что полные женщины оказываются эротически привлекательными для некоторых людей, вызывает в современной культуре относительно большую тревогу и враждебность по отношению к полным людям. Конечно же, это просто усвоенная нами мода, порождающая такие стойкие предпочтения, как, к примеру, «литые мускулистые тела (у мужчин и женщин), а также большая грудь или телосложение "вешалки" у женщин» (Kins, 1996, р. 95). Многие не верят в то, что полное мясистое тело может возбуждать. И этот факт указывает на то, как всеобщее подчинение культурным стереотипам формирует границы «нормального». На практике сексуальная привлекательность и популярность полных или худых людей определяется историей и культурой. Статус худощавых людей сейчас изменился по сравнению с прошедшими четырьмя столетиями, когда предпочитали округлые и пышные формы. Раньше худоба не считалась сексуально привлекательной, потому что она ассоциировалась с бедными слоями населения и плохим здоровьем. Порнография может являться средством ниспровержения и использоваться в политических целях. Например, в тех случаях, когда она связывает «развращенные» формы секса с политической коррупцией. Эта иллюстрация показывает то, как представитель низшего класса удовлетворяет сексуальный аппетит королевы Марии-Антуанетты. Это означает, что король не в силах контролировать сексуальные похождения своей жены, а также не может быть уверенным в собственном отцовстве. А если он не может навести порядок в собственном доме, то его способность править страной и руководить своим народом ставится под сомнение (Beck, 1999) --- Должна ли свобода слова защищать непристойные материалы? Таким образом, еще одна юридическая проблема вокруг понятия непристойного связана с Первой поправкой к Конституции, которая гарантирует свободу слова и печати. Можно ли применить эти конституционные способы защиты и к непристойным материалам? В решении 1957 года Верховный Суд объявил, что гарантии Первой поправки нельзя применять решительно ко всем непристойным материалам. Те, кто выступает против ограничений свободы слова, считают, что такие законы посягают на свободу личного выбора человека и дают возможность судебной власти интерпретировать весьма широкий спектр сексуальных изображений как порнографические. Например, в 1992 году в Канаде организация, выступающая против порнографии, убедила Верховный Суд Канады считать караемой по закону непристойностью любое произведение, которое унижает женщину и лишает ее человеческого достоинства. После этого работниками таможни было конфисковано множество книг из более половины всех канадских магазинов книг для женщин. Официальные чиновники постоянно наведывались и в книжные магазины для геев и лесбиянок. Этот факт был ярким отражением ненависти к гомосексуалистам и представлений о том, что любое изображение однополой эротики является «унизительным» (Strossen, 1995). То, что произошло в Канаде с этим законом, свидетельствует об опасности, связанной с законами о цензуре. Цензура начинает использоваться для того, чтобы предоставить право решения тем, кто обладает большой политической властью. И более того, она неизбежно оказывается направленной против самих женщин, особенно против тех, кто бросает вызов традиционным гендерным ролям. В качестве примера можно привести один из судебных процессов начала XX века. С помощью федеральных законов законодатели преследовали Маргарет Зангер за то, что она печатала информацию о контрацепции (McElroy, 1995). Вызывают тревогу и антисексуальные предрассудки. Ведь в этих законах преследуется только открытое изображение секса, якобы оскорбляющее женщин. Сама же по себе женофобия в целом и ее проявления в соответствующих образах и материалах, зачастую унижающих женщин, в законе не оговорены (Gillespie, 1994). Некоторые страны не заботятся о разграничении вопроса о свободе слова в целом и в отношении сексуальных материалов как таковых. Например, в Китае с 1989 года запрещен выпуск почти всех письменных, аудио- и визуальных материалов, касающихся какого бы то ни было проявления сексуального поведения. Правительство утверждает, что выпуск таких материалов ведет к росту сексуальной преступности. Для нарушающих этот закон назначается суровое наказание. Издатели подвергаются аресту, и по крайней мере 20 человек были приговорены к смерти за продажу порнографии (Pan, 1993). <Задайте себе вопрос. А какие типы сексуально откровенных материалов, по вашему мнению, нужно подвергать цензуре?>