АППАРАТ ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ - часть ушного лабиринта, включающая полукружные каналы и две полости - саккулюс и утрикулюс; ответственна за восприятие положения и движений головы. АППАРАТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ - физиологическая система, за счет работы коей строятся и выполняются движения. Состоит из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих путей - афферентных и эфферентных. АППАРАТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - приборы, устройства и оборудование, применяемые для регистрации и измерения психических процессов, функций и состояний. Сюда относятся: 1) детекторы (датчики) - устройства, обнаруживающие и преобразующие первичные сигналы в форму, удобную для последующей регистрации и обработки; 2) показывающие и регистрирующие устройства, служащие для предъявления стимульной информации (-> стимул) испытуемому либо для регистрации его ответов; 3) измерительные средства - устройства и приборы, обеспечивающие получение количественной информации о характеристиках изучаемых явлений. В качестве датчиков применяются все виды электрических, механических и химических детекторов. К числу показывающих и регистрирующих устройств относятся: аналоговые и цифровые электроизмерительные и радиоизмерительные приборы; механические приборы; фотоаппараты и киноаппараты, видеомагнитофоны, магнитофоны, самописцы, полиграфы. Применяются также: для измерения временных характеристик - секундомеры (механические и электронные), рефлексометры, хронорефлексометры; для измерения характеристик зрения - люксметры, яркометры, аномалоскопы, тахистоскопы; для измерения характеристик слуха - аудиометры, шумометры, измерительные усилители; для измерения характеристик кожнотактильного анализатора - эстезиометры, циркули. Особое место среди аппаратурных средств исследования психологического занимают компьютеры, широко используемые не только для статистической обработки результатов, но и для непосредственного управления ходом эксперимента. Компьютеры объединяют функции измерительных, показывающих и регистрирующих устройств и по точности, скорости и автоматизированности превосходят ранее применявшиеся виды аппаратуры психологической. Их внедрение повысило продуктивность исследований, и в некоих случаях устранило возможность негативного влияния экспериментатора на ход эксперимента. АППЕРЦЕПЦИЯ - свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию - как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию - как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-то. В гештальт-психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются: 1) апперцепция устойчивая - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;
Доработка исходного документа до состояния краткого проспекта программы исследования
Оказавшись в обществе американцев европейского происхождения, афроамериканцы порой сталкиваются с людьми, реагирующими на их отличительные особенности. Многие из них говорят, что на них не просто смотрят, а, что называется, пялят глаза, отпускают в их адрес нелестные замечания и плохо обслуживают (Swim et al., 1998). Порой мы приписываем реакцию окружающих нашей нестандартной внешности, хотя на самом деле ничего подобного нет. К такому выводу пришли исследователи Роберт Клек и Анжело Стрента после того, как провели в Дартмутском колледже эксперимент, участницы которого «были ими обезображены» (Kleck & Strenta, 1980). Испытуемые думали, что цель экспериментаторов — выяснить, как окружающие будут реагировать на шрамы на их лицах, созданные с помощью специального театрального грима и разрезавшие правые щеки от уха до рта. В действительности же у исследователей была иная цель — посмотреть, как женщины, считающие себя обезображенными, будут воспринимать поведение окружающих по отношению к ним. Испытуемых загримировали, после чего экспериментатор дал каждой женщине маленькое ручное зеркальце, и она смогла убедиться в том, что «шрам» на месте. Когда женщина откладывала зеркало, он накладывал поверх грима немного «увлажнителя», для того чтобы грим лучше держался. В действительности же «увлажнитель» удалял «шрам». Затем следовала пронзительная сцена. Молодая женщина, необычайно остро ощущающая свое якобы изуродованное лицо, разговаривала с другой женщиной, которая не видела никакого уродства и ничего не знала о том, через что прошла ее собеседница. Если вам знакомо это острое чувство собственного несовершенства — возможно, из-за физического недостатка, из-за прыщей или просто из-за того, что сегодня у вас плохо лежат волосы, — тогда вы, скорее всего, посочувствуете этой сосредоточенной на себе женщине. Женщины «со шрамами» оказались более чувствительными к тому, как собеседницы смотрели на них, по сравнению с теми испытуемыми, которых убедили: их собеседницы подумают, что у них просто аллергия. Женщины «со шрамами» оценили собеседниц как более напряженных, отстраненных и более склонных к покровительству. На самом же деле экспериментаторы, впоследствии проанализировавшие видеозаписи бесед с «обезображенными» женщинами, не обнаружили ничего подобного. Сосредоточившись на том, что они «не такие как все», женщины «со шрамами» неверно истолковывали те действия и слова своих собеседниц, на которые в другой ситуации не обратили бы внимания. {Необычные люди, такие, например, как эта туристка, посещающая воскресный базар в одном из китайских городов, привлекают к себе внимание. Их отличительные особенности могут стать причиной неадекватных представлений об их достоинствах и недостатках} Следовательно, если контакты между представителями меньшинства и большинства «сдобрены» подобной настороженностью, напряжение неизбежно, даже если у тех и других самые добрые намерения (Devine et al., 1996). Том, о котором известно, что он — гей, встречается с Биллом, сексуальная ориентация которого вполне традиционна. Толерантный Билл не намерен демонстрировать никаких предрассудков, но он не очень уверен в себе, а потому ведет себя сдержанно. Том, привыкший к тому, что большинство реагирует на него негативно, ошибочно принимает смущение Билла за враждебность и ударяет его по плечу.