исследования и приложенных (уточненных) рабочих документов Внесение последних уточнений на подготовительном
Эти данные позволяют объяснить, казалось бы, необъяснимые результаты экспериментов, о которых рассказано выше. Нам известно, что: 1) гендерные стереотипы сильны; 2) при оценке работы люди мало внимания обращают на то, кем она выполнена — мужчиной или женщиной. Теперь нам понятно, почему это происходит: можно быть приверженцем стереотипных представлений о полах, но игнорировать их при оценке конкретного человека. Тем не менее сильные стереотипы все-таки сказываются на наших суждениях об индивидах. Когда Томас Нельсон, Моника Бирнат и Мелвин Манис попросили студентов оценить рост мужчин и женщин по их индивидуальным фотографиям, они, как правило, говорили, что мужчины выше (Nelson, Biernat & Manis, 1990). Это происходило даже тогда, когда мужчины и женщины были одного роста, когда студентов предупреждали о том, что в данной выборке пол и рост никак не связаны, и когда за правильный ответ им полагалось материальное вознаграждение. В более позднем исследовании Нельсон, Микеле Акер и Манис демонстрировали студентам Мичиганского университета фотографии студентов университетских инженерной и фельдшерской школ вместе с описанием интересов последних (Nelson, Acker & Manis, 1996). Даже тогда, когда испытуемых предупреждали, что в выборке равное число студентов и студенток из каждой школы, одно и то же описание интересов чаще приписывалось учащемуся фельдшерской школы, если предъявлялось вместе с фотографией женщины. Следовательно, даже если известно, что сильные гендерные стереотипы нерелевантны, устоять против них невозможно. Стереотипы влияют и на нашу интерпретацию событий (Dunning & Sherman, 1997). Если испытуемым говорили: «Кое-кому показалось, что утверждения политика ошибочны», они делали вывод о том, что политик лгал. Если говорили: «Кое-кому показалось, что утверждения физика вызывают сомнения», вывод был один — физик ошибся. Если говорили, что два человека повздорили, то выводы были разными в зависимости от того, кто эти два человека: если лесорубы — то возникало представление о драке, а если консультанты по вопросам семьи и брака — представление о словесной перепалке. Если участникам эксперимента сообщали, что за своей физической формой следит фотомодель, ее признавали тщеславной, а если спортсменка, занимающаяся троеборьем, — то говорили, что «она заботится о своем здоровье». Правда, нередко случалось, что испытуемые задним числом «признавали»: неверное описание события явилось следствием влияния на их интерпретации стереотипов. Подобно тому как тюрьма направляет и ограничивает активность заключенных, «когнитивная тюрьма» наших стереотипов направляет и ограничивает наши впечатления — таков вывод, к которому пришли Даннинг и Шерман.
БИЛО - этноспецифический термин, означающий форму психотерапии, практикуемую в народной медицине Мадагаскара, направленную на гармонизацию самооценки больного, мучимого симптомами невротическими (раздражительность, беспокойство, тревожность). Процедура этой терапии состоит в том, что больной в течение 15 - 20 дней играет роль царя своего селения. В разыгрываемом представлении участвуют все жителя селения, кои всячески хвалят больного, выказывают ему уважение, даже обслуживают его, а по завершении срока леневия устраивают ритуальную церемонию, смысл коей заключается в ритуальном отождествлении больного с тотемным животным (быком) и в приобщении к его силе. Если эти меры не приводят к исцелению (хотя очень часто они помогают), то вся вина за это возлагается на больного и его упрямство: все жителя деревни его порицают, выражают презрение и могут даже изгнать из деревни. БИОЛОГИЗМ - одна из причин, на которую не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, - недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания. После достижения психофизиологией значительных успехов в понимании работы нервных цепей и механизмов передачи информации, ситуация изменилась; но интерпретация данных исследований поведения животных натолкнулась на ряд трудностей, связанных с искусственными условиями экспериментов. Утверждения бихевиористов об обусловленности научением любого поведения было поколеблено полевыми исследованиями этологов (-> этология), выяснившими врожденную основу многих форм поведения животных. Сравнительно недавно возникшая социобиология даже доходит до утверждения, что в основе всех форм поведения социального лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным. БИОПСИХИЗМ - теория в естествознании, согласно коей психика приписывается всему живому, включая растения. БИОПСИХОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ - иногда под этим названием объединяются психология сравнительная и зоопсихология. БИОРИТМ АКТИВНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ (биоритм психической активности человека) -> активность психическая: биоритм. БИОРИТМ МОЗГА -> мозг: биоритм. БИОТИП ЧЕЛОВЕКА -> человек: биотип. БИОФИЛ (биофильный) - согласно Э. Фромму, личность и тип личности, ориентированные на любовь к живому и на созидание (=> характер биофильный). Противоположное понятие - некрофил.