В одном из экспериментов исследователи ввели электрод в тот самый участок мозга обезьяны-лидера, который контролирует сдерживание агрессии. Одну маленькую обезьянку научили нажимать кнопку, активирующую этот электрод, всякий раз, когда от лидера начинала исходить угроза. Существует возможность активировать и мозг человека. После того как одна женщина подверглась безболезненной процедуре — электростимуляции миндалевидной железы (участка коры головного мозга), она впала в ярость и разбила о стену свою гитару, лишь по счастливой случайности не задев при этом головы своего психиатра (Moyer, 1976; 1983). Значит ли это, что мозг склонных к агрессии людей в известном смысле аномален? Чтобы ответить на этот вопрос, Адриан Рэйн и его коллеги с помощью сканирования измерили активность мозга убийц, жестокость которых нельзя было объяснить ни беспризорностью, ни насилием, пережитым ими в детском возрасте, и определили количество серого вещества в мозге мужчин, склонных к антисоциальным поступкам (Rain, 1998, 2000). Они нашли, что префронтальная кора, исполняющая функцию аварийного тормоза для участков головного мозга, «ответственных» за агрессивное поведение, у них на 14% менее активна, чем у нежестоких убийц, а ее объем у лиц, ведущих антисоциальный образ жизни, на 15% меньше, чем у среднестатистического человека. Можно ли утверждать, что аномалия головного мозга сама по себе создает предрасположенность к насилию? Возможно, нет, но что касается некоторых людей, склонных к жестокости, то для них она, весьма вероятно, является определенным фактором (Davidson et al., 2000). Генетические факторы Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессивности. Давно известно, что можно вывести породу особо агрессивных представителей многих биологических видов. Иногда это делается для определенных практических нужд (примером может служить разведение бойцовых петухов), иногда — для исследовательских целей. Из обычных мышей-альбиносов финский психолог Кристи Лагерспец вывела более агрессивных и менее агрессивных, чем они сами, мышей (Lagerspetz, 1979). Через 26 поколений она получила помет, в котором были свирепые мыши, и помет, состоявший из спокойных особей.
— расселение (регион, город, село, экология и т.д.); — социальное развитие (общество, коллектив); социальные изменения и структура;
ВЛИЯНИЕ - в психологии - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого - убеждение и внушение. При этом субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. Ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, часто проявляясь в действии механизмов заражения и подражания. Различаются также: 1) влияние прямое - когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования; 2) влияние косвенное - непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Критерии полезности влияния - общечеловеческие ценности и интересы общества. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ - форма персонализации, реализуемая благодаря трансляции другим людям своих личностных характеристик в виде еще не освоенных ими образцов личностной активности. Приводит к постепенному преобразованию смыслов личностных, поведения и мотивационной сферы других людей, проявляясь в значимом изменении их деятельности в момент актуализации в их сознании образа индивида - субъекта влияния. Влияние индивидуально-специфическое - объясняющий принцип ряда феноменов фацилитации социальной и реализуется как в целенаправленной деятельности (обучение, воспитательные мероприятия и пр.), так и в любых иных случаях взаимодействия личности - субъекта влияния с окружающими людьми. Предлагая - намеренно или ненамеренно - образцы своей активности другим людям, личность вольно или невольно становится объектом подражания, специфически продолжая себя в других людях. ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ - вид влияния, характер, интенсивность и направленность коего определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от влияния индивидуально-специфического, происходит благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и за счет демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на подчиненных именно влияния функционально-ролевого, а потому при взаимодействии и общении преимущественно ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативным правилам. Особенно ярко выраженная форма влияния функционально-ролевого - авторитет власти, если он не подкреплен подлинно личностным авторитетом ее носителя. Такое абсолютно деперсонифицированное влияние существенно затрудняет оказание конкретным исполнителем роли влияния индивидуально-специфического на объект воздействия. Однако сам факт наличия влияния функционально-ролевого не исключает возможностей оказать на других людей влияние индивидуально-специфическое. Во многих случаях влияние функционально-ролевое может выступать и как фундамент, облегчающий достижение индивидом идеальной личностной представленности в сознании окружающих. ВЛЮБЛЕННОСТЬ - согласно З. Фрейду - чувство и состояние, кое зиждется на основе одновременно и прямых и заторможенных (в смысле цели) сексуальных стремлений, причем объект влюбленности перетягивает на себя часть нарциссического либидо Я. Суть влюбленности - в изменении нарциссического либидо на либидо к объекту. Ее сила достаточна, чтобы уничтожить вытеснения и восстановить перверсии. Она поднимает сексуальный объект до степени сексуального идеала. ВНИМАНИЕ - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся: