3) социально-психологический - рассмотрение особенностей отражения человеком «социальною» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях; 4) личностно-психологический - изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три масштаба исследования времени: 1) масштаб ситуативный -; в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в масштабе биографическом; 2) масштаб биографический - ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп социальных; 3) масштаб исторический - здесь исследования времени направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы такого осознания - усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время психологическое). ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ - образное отражение таких характеристик явлений и процессов внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира участвуют различные анализаторы, из коих самую важную роль при точном различении промежутков времени играют ощущения кинестетические и слуховые. Индивидуальное восприятие длительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, совершаемой в это время, и от состояний эмоциональных, порождаемых в ходе деятельности. ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ: НАРУШЕНИЕ (нарушения восприятия времени) - потеря способности к временной ориентировке. Различаются: 1) общее дезориентирование во времени - обусловленное нарушением сознания при локальных поражениях мозга головного и при заболеваниях психических;
7. Инструкция кодировщику. 8. Инструкция по проведению коллективного опроса экспертов.
Исследователь Натан Эзрин решил выяснить, как повлияет прекращение подачи электрического тока к решетке, на которой находились две крысы, на их поведение в отношении друг друга. Он планировал включить ток, а затем, когда крысы приблизятся друг к другу, выключить его, убрав тем самым источник болевых ощущений. Однако сделать этого ему не удалось: как только он включал ток, крысы набрасывались друг на друга, и он просто не успевал его выключить. Чем сильнее были удары током, а следовательно и боль, тем свирепее вели себя крысы. {Реакция на боль. Чем бы ни была вызвана боль — ударом электрического тока или каким-нибудь иным болезненным вмешательством, многие животные автоматически набрасываются на любое другое животное, оказавшееся в пределах досягаемости} Присуще ли подобное поведение только крысам? Исследователи установили, что для большинства биологических видов характерна следующая закономерность: жестокость, проявляемая животными по отношению друг к другу, прямо пропорциональна жестокости, жертвами которой они сами становятся. По Эзрину, связь между болью и атакующим поведением как ответом на нее характерна