в) глобальные — описывают только группы в целом и не сводятся к свойствам индивидов. Возможно соединение нескольких типов в одном показателе, одновременная характеристика одних и тех же объектов как групп и как индивидов.
Опросы, проведенные в других индустриально развитых странах, дали аналогичные результаты (табл. 10.1). Три из четырех изнасилований посторонними и едва ли не все изнасилования знакомыми не попадают в поле зрения полиции. А это значит, что известная нам статистика изнасилований занижена и не отражает истинных масштабов сексуального насилия. Более того, значительно большее число женщин — в одном из опросов студенток колледжей это половина респонденток (Sandberg, et al., 1985) — сталкивались с сексуальным насилием в той или иной форме во время свиданий, а еще большее число становились объектами вербального сексуального насилия и сексуальных домогательств (Craig, 1990; Pryor, 1987). Таблица 10.1. Статистика изнасилований Страна Выборка Изнасилования и попытки изнасилования Канада Общенациональная выборка (95 колледжей и университетов) 23% изнасилованных или ставших жертвами сексуального преступления
2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); 3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные; 4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные; b) группы высокого уровня развития - коллективы; 5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности. Группа - традиционный предмет социально-психологических исследований. При этом изучаются процессы, развивающиеся внутри группы, и сама группа как целостный субъект деятельности, включенный взаимодействием с другими группами в систему общественных отношений. Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия: 1) продуктивность - чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство; 2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности (-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, - например: 3) всестороннее развитие личности;