Сами по себе социальные показатели опосредуют переход от теории к методологии исследования социального явления или процесса к сбору эмпирической информации и обратно через анализ и интерпретацию данных к концептуальной модели объекта. Разработка исходной модели
Германия Подростки старшего возраста, проживающие в Берлине 17% жертв сексуального насилия Новая Зеландия Нерепрезентативная выборка студенток психологических факультетов 25% Великобритания Нерепрезентативная выборка студенток 22 университетов 19% США Репрезентативная выборка студенток 32 колледжей и университетов 28%
4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду; 5) общественно-политическая активность; 6) сплоченность и уровень управляемости коллектива; 7) ориентации ценностные и нормы ценностные; 8) величина и состав группы; 9) климат психологический в коллективе, и пр. Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие эффективности деятельности группы следует отличать от понятия результативности. Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеримы количественно - например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и прочему, -то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности. Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают: 1) позитивная динамика общительности (или контактности); 2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию;