Большинство курильщиков умирают не от сердечно-сосудистых заболеваний, а большинство людей, посвящающих этим имитациям массовых убийств немало времени, — добропорядочные граждане. (Как правило, наиболее восприимчивыми к насилию, пропагандируемому масс-медиа, оказываются обозленные люди, враждебно относящиеся к окружающим). И все же нельзя не задаться вопросом: если пассивное созерцание насилия делает реакции индивидуума на провокации более агрессивными и «снижает порог» его чувствительности к жестокости, неужели «исполнение роли» агрессора проходит бесследно? Сейчас у нас появляется возможность ответить на этот вопрос. Когда студенты колледжа играли в видеоигру Mortal Kombat, экспериментаторы отмечали усиление их возбуждения и чувства враждебности (Ballard & Wiest, 1998). Другие исследования доказали, что видеоигры направляют мысли в сторону агрессии (когда участникам эксперимента предлагали вставить пропущенную букву в английское слово H-T, они чаще превращали его в «удар» (hit), чем в «шляпу» (hat)) и усиливают агрессивность. Крэг Андерсон и Карен Дилл нашли, что те из студентов колледжей, которые проводят за видеоиграми с эпизодами насилия наибольшее количество часов, склонны к физической агрессии (они сами признавались в том, что оскорбляли кого-то словом или действием) (Anderson & Dill, 2000). То же самое можно сказать и о европейских подростках и юношах (Wiegman & vanSchie, 1998). А в экспериментах Андерсона и Дилл, в которых испытуемые, разделенные случайным образом на две группы, играли либо в кровавую видеоигру со стонавшими от боли жертвами, либо в игру без насилия, вроде Tetris или Myst, первые становились более агрессивными: в последующем эксперименте они подвергали своего товарища воздействию более сильного шума. Сегодня еще многое остается неизученным. Однако результаты этих исследований противоречат теории катарсиса и свидетельствуют о том, что насилие порождает насилие. А это значит, что у нас есть основания усомниться в правоте одного из топ-менеджеров индустрии видеоигр, сказавшего, что «агрессия сидит в нас от рождения, и ее [необходимо] выпускать наружу».
— не разрешается зачитывать ответы, приготовленные заранее; — слово предоставляется в первую очередь желающему высказаться в связи с предыдущим выступлением;
1) деятельность ведущую, призванную формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме деятельности ведущей); 2) деятельность ведущую, коя реально формирует эти новообразования (психологический подход). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ - всякая умственная работа - не обязательно собственно мыслительный процесс, но и мысленное воспроизведение предстоящих действий, планирование. Оно имеет очень важную функцию: действия внутренние подготовляют действия внешние и экономизуют усилия по выбору нужных действий, а также позволяют избегать грубых и даже роковых ошибок. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ - активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение, возникают принципиально новые компоненты ее структуры. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливается и развитием его психики. Генетически самой ранней самостоятельной деятельностью является деятельность предметная. Она начинается с овладения действиями с предметами - такими как хватание, манипуляции - собственно действия предметные, предполагающие использование предметов по назначению и способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие действий предметных происходит на втором году жизни, что связано с овладением ходьбой. Несколько позже на базе деятельности предметной происходит формирование других видов деятельности, в частности - деятельность игровая. В рамках игры сюжетно-ролевой, которая является деятельностью ведущей в возрасте дошкольном, происходит овладение элементами деятельности взрослых и отношениями межличностными. В дальнейшем формируются: 1) деятельность трудовая - в коей отрабатываются сложные по своей структуре навыки; 2) деятельность продуктивная - являющейся существенным фактором развития процессов познавательных; 3) деятельность изобразительная - в коей происходит соотнесение процессов интеллектуальных и аффективных. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООПЕРАТИВНАЯ - в социально-психологический аспекте - разновидность деятельности совместной, основанной на групповой собственности на средства производства и конечный продукт труда. Характерна такими проявлениями, как: