3) формирование видоспецифических компонент поведения; 4) совершенствование общей лабильности поведения; 5) развитие ориентировочно-исследовательских форм поведения; 6) обретение навыков общения; 7) широкое ознакомление с внешним миром - в частности с помощью разнообразного и многостороннего манипулирования предметами (функция когнитивная игры). Игры встречаются только у высших позвоночных - млекопитающих и птиц, что указывает на их исключительное значение для развития онтогенетического психики на высших уровнях ее эволюции. К. Э. Фабри расценивает игры животных как развивающую деятельность, составляющую основное содержание поведения в особом, «игровом» периоде онтогенеза психики, предшествующем зрелости. В таком случае игры животных представляются не особой категорией поведения, а совокупностью специфических проявлений «обычных» форм поведения и стадией развития поведения как единого целого. ЖИВОТНОЕ: ИНТЕЛЛЕКТ - высшая форма деятельности психической животных (высших позвоночных), отличающаяся отражением не только предметных компонент среды, но их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач - различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте. Этот перенос производится как по сходству предметов, так и по сходству отношений между ними. Возможность решения задачи предварительно подготавливается специальными действиями, кои сами по себе биологически незначимы, - иногда в виде поиска или приготовления орудия (-> животное: деятельность орудийная). Интеллект животных практически неотделим от сложных навыков (-> животное: научение) и основан на интенсивном и разнообразном манипулировании (-> животное: манипулирование) и широком чувственном (зрительном) обобщении. Он проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Мышление животных всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем качественно отличается от человеческого; даже человекообразные обезьяны неспособны к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей. Интеллект животных исследуется в психологии сравнительной. ЖИВОТНОЕ: МЫШЛЕНИЕ - процесс отражения психического внешнего мира, присущий высших позвоночным животным, особенно приматам). Характерен способностью к активному улавливанию и установлению связей между предметами на базе обобщенных психических образов. Реализуется моторно-сенсорным анализом, направленным на выявление общих признаков различных ситуаций и формирование предельно обобщенного образа среды обитания, подобного образу мира у человека. Мышление животных воплощается в нестереотипном подходе к решению сложных задач (-> животное: интеллект), включающем подготовительную фазу, в ходе коей создаются условия для осуществления действия (-> животное: деятельность конструктивная). Процессы мышления у животных всегда предметно соотнесены. Известны два типа мышления животных:
Изучение уже разработанных систем, сравнение их друг с другом, выявление преимуществ и недостатков каждой из них — один из апробированных методов совершенствования системы показателей. Сложность этого вида исследования состоит в том, что подобрать достаточное количество однотипных систем с одинаковым содержанием, структурой и целенаправленностью практически невозможно Обычно приходится иметь дело со сложным информационным массивом сравнений (компаративным массивом), состоящим из разнотипных систем. Процедуры сравнения в подобных случаях значительно затрудняются, т.к. появляется опасность случайных, субъективных произвольных выводов. В информатике, статистике и компаративистике имеется достаточно много методик сравнительного анализа рассматриваемого объекта. Здесь же целесообразно остановиться на проблеме методологии формирования компаративного массива, компаративных процедур и получения выводов из проведенного сравнения.
Механизм агрессии «запускают» и агрессивные стимулы. А это значит, что доступ к огнестрельному оружию должен быть ограничен. В 1974 г. Ямайка ввела у себя широкоформатную программу борьбы с преступностью, включавшую, помимо строгого контроля за оборотом огнестрельного оружия, цензуру за содержанием в фильмах и телепрограммах сцен с его «участием» (Diener & Crandall, 1979). В течение последующего года количество ограблений уменьшилось на 25%, а количество случаев использования огнестрельного ранения без фатального исхода — на 37%. В Швеции прекращен выпуск игрушек милитаристского толка. Шведская Служба информации так сформулировала позицию своей страны: «Играть в войну — значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». (Swedish Information Service, 1980). Меры, подобные перечисленным выше, способны помочь нам минимизировать агрессию. Но если учесть, сколь сложны вызывающие ее причины и как непросто их контролировать, трудно признать обоснованным оптимизм Эндрю Карнеги, который сказал, что в XXI в. «убийство человека будет считаться таким же отвратительным деянием, каким сегодня считается каннибализм». Карнеги произнес это в 1900 г.; с тех пор было убито 200 миллионов человек. Хотя сегодня мы понимаем природу агрессивности людей лучше, чем когда бы то ни было раньше, человечество не стало от этого гуманнее, и мысль об этом способна вызвать лишь горькую усмешку. Резюме Как можно минимизировать агрессию? Вопреки тому, что утверждает теория катарсиса, частое проявление агрессивности скорее усиливает, нежели ослабляет ее последующие проявления. Подход, основанный на социальном научении, позволяет предположить, что агрессию можно контролировать, если нейтрализовать благоприятствующие ей факторы — ослабить аверсивную стимуляцию, пропагандировать образцы неагрессивного поведения и вознаграждать за него и побуждать людей к действиям, несовместимым с агрессией.