О симпатии и о любви уже написано так много, что ни одно из возможных объяснений происхождения этих чувств, а равно и опровержения этих объяснений не остались не упомянутыми. Что для большинства людей, например для вас, становится источником, питающим симпатию или любовь? Кто прав: утверждающие, что разлука раздувает пожар любви, или те, кто согласен с пословицей «с глаз долой — из сердца вон»? Какое значение имеет привлекательная внешность? На чем держатся ваши близкие отношения? Давайте начнем с тех факторов, которые способствуют началу дружеских отношений, а потом обратимся к тем, которые благоприятствуют поддержанию и углублению таких отношений, которые удовлетворяют нашу потребность в принадлежности. Территориальная близость Одним из наиболее важных факторов, позволяющих предсказать, подружатся ли два человека или нет, является их территориальная близость. Территориальная близость может быть также источником враждебности; жертвами и (или) исполнителями большинства актов насилия и убийств являются люди, живущие вместе или по соседству. Однако значительно чаще она становится основой для взаимной симпатии. Возможно, тем, кто разделяет веру в таинственное происхождение романтической любви, это утверждение покажется слишком примитивным, но социологам известно, что большинство людей находят свою «вторую половину» среди соседей, коллег или одноклассников (Bossard, 1932; Burr, 1973; Clarke, 1952; Katz & Hill, 1958). Оглянитесь вокруг. Решив обзавестись семьей, вы, скорее всего, свяжете свою жизнь с одним (или с одной) из тех, кто жил, работал или учился там, куда от вашего дома — рукой подать. {Архитектура (создание) дружбы. Вероятность того, что два человека, живущие бок о бок так, как эти студентки колледжа, проживающие в одной комнате общежития, станут добрыми друзьями, весьма велика}
• Сведение нескольких подблоков в один сложный блок, выступающий как совокупность подблоков под одной рубрикой. Достигается примерно тот же результат, что и в предыдущем случае, но уже не дифференциацией (декомпозицией) блока на подблоки, а, напротив, интеграцией (композицией) подблоков в блок, значительно более агрегированный и более сложный по своей структуре, чем обычные. По характеру — это качественно-количественная процедура; г) сравнительный анализ внутреннего содержания систем, для чего необходим полный выход за рамки номенклатуры сопоставительной таблицы и изучение внутренней структуры каждого блока. Процедура сугубо качественного характера.
ЗАДАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ - содержит упражнения и задачи, кои испытуемый должен выполнить наглядно-действенно - то есть практически манипулируя реальными предметами или заменителями. ЗАДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - содержит упражнения и задачи, решение коих требует проявления способностей мышления теоретического. В этом смысле отчасти близки к заданиям тестовым вербальным, тоже имея дело с понятиями; но предполагают применение мыслительных операций более высокого уровня абстракции. ЗАДАНИЕ ТЕСТОВОЕ - содержит упражнения и задачи разного рода, подлежащие решению испытуемым при выполнении теста. По результатам выполнения этих задач делаются оценки тестируемых качеств испытуемого. Многие задания носят комплексный характер, включая в себя действия и практические, и теоретические, и вербальные, и образные. ЗАДАНИЕ ТЕСТОВОЕ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВРЕМЕННАЯ (ограниченность времени выполнения тестовых заданий) - требование, согласно коему полное время выполнения заданий теста не должно превышать полутора-двух часов, ибо испытуемым трудно большее время сохранять достаточно высокую работоспособность. Задание тестовое: простота и однозначность, требование, согласно коему в заданиях тестовых - словесных и иных - не должно быть элементов, могущих по-разному восприниматься и пониматься испытуемыми. ЗАДАТОК - природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности системы нервной и мозга, составляющие природную основу развития способностей. В качестве таковых принято выделять: 1) типологические свойства системы нервной - определяющие скорость образования временных нервных связей, - их прочность, легкость дифференцировок; 2) анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры мозга головного. Нет точных сведений, в чем именно они состоят: то ли это - некие свойства системы нервной, то ли - какие-то специальные предрасположенности. Задатки неспецифичны, многозначны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Однако нельзя считать, что они совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности анализатора зрительного скажутся именно на способностях, требующих его участия, а особенности речевых центров мозга головного более проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и пр. Итак, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих различий как условий развития психических свойств остается еще не выяснен. Конкретно-научные сведения о задатках стали накапливаться в отечественной психологии благодаря изучению врожденных свойств системы нервной и их значения для различий индивидуально-психологических (школа Б. М. Теплова).