5) соотнесение материала с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях запоминание произвольное продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом (-> обучаемость). В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания бывает различной. При формулировке мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализуются определенные способы и стратегии запоминания. Важную роль при этом играет повторение запоминаемого материала. Как показывает практика, достаточно эффективны следующие приемы: 1) смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; 2) связывание нового материала с ранее усвоенным. ЗАПРЕТ - установление, предписывающее отказ в удовлетворении влечения. ЗАРАЖЕНИЕ (заражение эмоциональное) - в психологии социальной - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта - помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Бывает в различной степени произвольным. При наличии связи обратной заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, обретая вид циркулярной реакции (-> толпа; паника массовая). Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и прочего и служит дополнительным сплачивающим фактором, покуда не превысит некоей интенсивности. Тогда вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и к вырождению организованно взаимодействующей группы в разновидность толпы. ЗАТЕНЕНИЕ - методическая процедура для исследования внимания слухового. Состоит в том, что испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, причем канал особо указывается экспериментатором. Например, при слушании дихотическом требуется повторить сообщение, поступающее через правое ухо, при игнорировании поступающего через левое ухо. ЗАУЧИВАНИЕ - организованное повторение информации с целью запоминания. ЗАЩИТА (защита психическая) - совокупность бессознательных процессов психических, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов. Особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. Существует множество форм защиты разного типа и уровня (-> механизм защитный). Но большинство защит психических не снимают проблемы; адекватным способом выступает лишь сублимация.
5 Средний числовой абсолютный (например, средняя величина зарплаты, дохода и т.п.) Более трудоемкий, но и более информативный показатель, поскольку дает больше материала для обобщения. Однако действие показателей этого типа, как и предыдущего, весьма ограничено, поэтому удельный вес его незначителен 6 Сложный процентный (например, соотношение процентных долей в структуре населения) Гораздо более трудоемкий, но и гораздо более информативный показатель. Наиболее распространен в практике индицирования среди сложных типов показателей
<Нам следовало бы обращать внимание на ум, а не на внешность. Эзоп, Басни> Возможно, вера в то, что внешность не важна, — еще один пример того, как мы упорствуем в признании самого факта существования тех или иных реальных влияний, ибо к настоящему времени выполнено немало исследований и накоплено огромное количество бесспорных доказательств того, что на самом деле внешность имеет значение. Всегда и повсюду, и это приводит в замешательство. Красивая внешность — огромное преимущество. Физическая привлекательность и успех у противоположного пола Нравится нам это или нет, но физическая привлекательность молодой женщины неплохо прогнозирует ее успех у мужчин. Привлекательная внешность молодых мужчин менее тесно коррелирует с их успехом у женщин (Berscheid et al., 1971; Krebs & Adinolfi, 1975; Reis et al., 1980, 1982; Walster et al., 1966). На этом основании многие делают вывод о том, что женщины более склонны следовать совету Цицерона. Так ли это? Или причина всего лишь в том, что инициатива чаще исходит от мужчин? Если бы женщины имели возможность так же демонстрировать свои преференции, не стала бы и для них внешность мужчин столь же значимой, сколь значима для мужчин внешность женщин? По мнению философа Бертрана Расселла, этого не произошло бы: «В общем и целом женщины склонны любить мужчин за их характер, в то время как мужчины склонны любить женщин за их внешность» (Russell, 1930, р. 139).