Мы начали данную главу с перечисления трех распространенных представлений, касающихся человеческого сексуального поведения. Во-первых, это представление о том, что просмотр сцен насилия и порнографии ведет к росту терпимости в отношении сексуального насилия и готовности совершить такой сексуально-агрессивный акт, как изнасилование. Во-вторых, убеждение в том, что алкоголь усиливает сексуальные реакции. И в-третьих, вера в то, что вагинальный оргазм превосходит клиторальный. Как исследователи могут проверить истинность подобных гипотез? В данном разделе мы рассмотрим три неэкспериментальных метода: исследование конкретных случаев, опрос и непосредственное наблюдение. Далее в этой главе мы также обсудим четвертый метод — экспериментальное исследование. В табл. 2.1 собрана информация о четырех основных методах исследования сексуального поведения. Как мы увидим далее, не каждый метод исследования применим к изучению любого типа вопросов, стоящих перед исследователями. Таблица 2.1. Методы исследований Метод Краткое описание Преимущества Недостатки Исследование конкретных случаев Используется для изучения отдельных испытуемых либо небольших групп испытуемых, каждый из которых изучается независимо на глубинном уровне. Гибкость процедур сбора данных. Исследование поведения, чувств и мыслей испытуемых на глубинном уровне. Ограниченные возможности обобщения полученных результатов. Точность информации ограничена погрешностями человеческой памяти. Не подходит для многих типов исследуемых тем.
Каждому делу, в том числе и оценке искусства, надо учиться.
Иными словами, социальные психологи перенесли просмотр телепередач в лабораторию, что позволило им контролировать «количество» жестокости, свидетелями которой становились дети. Предъявляя детям передачи, содержащие сцены насилия и не содержащие их, исследователи получают возможность наблюдать за тем, как «количество телевизионного насилия» влияет на их поведение. Крис Бойятзис и его коллеги показали лишь нескольким ученикам начальной школы один эпизод из наиболее популярной в 1990-е гг. — и жестокой — детской телепередачи «Непобедимые рейнджеры» (Boyatzis et al., 1995). В течение первых двух минут после этого зрители совершили в 7 раз больше агрессивных поступков, чем дети, которые не смотрели телевизор. Эти проявления агрессии были названы зависимыми переменными. Подобные эксперименты свидетельствуют о том, что телевидение может быть причиной агрессивного поведения детей. Итак, мы уже поняли, что логика эксперимента проста: создавая реальность в миниатюре и контролируя ее, мы можем изменять сначала один фактор, а затем — другой и смотреть, как они (поодиночке или вместе) влияют на людей. Теперь давайте заглянем в корень проблемы и посмотрим, как проводится эксперимент. {Рекламный плакат программы «Останови насилие, спаси детей!», действующей в г. Нью-Йорке. Правда ли, что, пропагандируя жестокость, телевидение и другие средства массовой информации вербуют подражателей, особенно среди детей? Эксперименты позволяют говорить о том, что это правда}