Вам, вероятно, уже доводилось слышать каждое из этих трех утверждений. Вы даже, возможно, соглашаетесь с каким-либо из них, а быть может и со всеми. Однако представьте, что вас попросили доказать их истинность или ложность. Каким образом вы стали бы собирать свидетельства в пользу той или иной точки зрения, или, пользуясь словами автора помещенного выше высказывания, как бы вы стали исследовать секс? Задачей сексологии — науки, изучающей сексуальность, является проверка подобных утверждений научными методами. Конечной целью является выяснение их истинности или ложности. Немаловажен также и поиск тех корреляций, если таковые имеются, которые выявляются в этих утверждениях. Эта задача оказывается нелегкой. Сексуальное поведение людей по самой своей природе является предметом интереса большинства из нас. Однако столь же глубоко заложены в нем и те сложности, с которыми мы сталкиваемся при его изучении. Ведь все это касается настолько интимной сферы нашей жизни, что многим людям неловко открыто обсуждать ее с другими. Люди часто испытывают смущение, а порой и испуг, когда их просят поделиться подробностями, касающимися их сексуальных установок или форм поведения. В особенности такое часто происходит по отношению к исследователю сексуальности, который для них абсолютно чужой человек (Turner, 1999). Кроме того, предметная область сексологии преисполнена мифами, преувеличениями, секретами и субъективными оценочными суждениями. Сексология. Наука, изучающая сексуальность. Несмотря на все эти проблемы исследователям сексуальности удается накапливать постоянно растущий объем знаний о человеческих сексуальных установках и формах поведения. Сюда относятся и знания, касающиеся тех трех предположений, которыми мы открыли данную главу. Действительно ли просмотр сцен сексуального насилия и порнографии ведет к таким агрессивным формам сексуального поведения, как изнасилование? Действительно ли алкоголь увеличивает сексуальное наслаждение? Каковы различия между вагинальным и клиторальным типами оргазма? Мы вернемся к рассмотрению этих и других вопросов при обсуждении методов, используемых в сексологических исследованиях. Мы выясним, на какие вопросы может ответить каждый из этих методов, а также какие недостатки присущи каждому из них. При этом мы также узнаем о том, как оценивать достоверность опубликованных результатов исследований. Мы надеемся, что по мере прочтения этой главы вы начнете понимать, что мы знаем и чего не знаем, а также насколько возможно быть уверенными в достоверности полученной информации. Вероятно, вы также почувствуете, какие направления дальнейших исследований являются наиболее перспективными в отношении роста наших научных знаний о сексуальном поведении. Возможно, в будущем вам удастся внести свой собственный вклад в наше понимание этой важнейшей сферы человеческого опыта. Мы призываем вас приложить к этому свои усилия. Цели сексологии Исследователи человеческой сексуальности разделяют ряд общих целей с учеными других научных дисциплин. К этим целям относятся понимание, предсказание и контроль, или воздействие на события, относящиеся к предметной области соответствующих наук. Осознать характер первых двух целей — понимания и предсказания поведения — достаточно просто. Так, например, фармаколог может знать о характере воздействия медикаментов, изменяющих уровень кровяного давления, на сексуальное функционирование. В результате он окажется в состоянии предсказать, какая доза лекарства не будет иметь отрицательных последствий для сексуального функционирования его пациентов. Аналогичным образом, психолог, знающий о влиянии определенных паттернов поведения на характер отношений между партнерами, может предсказать, будет ли брак той или иной пары счастливым.
Майк. Я Борьке сказал тогда гениальную, на мой взгляд, фразу Фрэнка Заппы: "Тот человек, у которого есть что-то в голове, в Боге не нуждается". Я разделяю эту мысль. РД. Видимо, у Бога много имен. И это "что-то в голове", о чем сказал Заппа, вполне может быть одним из них.
Мораль: формулировка вопросов может иметь большое значение. Рассказывают, что однажды одному султану приснилось, будто он потерял все свои зубы. Желая узнать, что значит этот сон, он призвал к себе первого мудреца. «Увы! — сказал мудрец. — Это означает, что ты увидишь, как умрут все члены твоей семьи». Султан рассвирепел и приказал наказать того, кто посмел сообщить ему такую дурную весть. Первый мудрец получил 50 ударов плетью. Когда же призвали второго мудреца, тот объяснил, что у султана — счастливая судьба: «Ты переживешь всю свою родню!» Султан обрадовался и велел казначею наградить мудреца за хорошую новость — дать ему 50 кусков золота. По дороге растерянный казначей не удержался: «Ты же сказал султану то же самое, что и первый мудрец!» — «Конечно! — ответил второй мудрец. — Но запомни: важно не только, что ты говоришь, но и как». Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия Невозможность установить причинно-следственную связь между событиями, естественным образом связанными между собой, подтолкнула большинство социальных психологов к имитации в лабораторных условиях происходящих в повседневности процессов, которые возможно и этично «инсценировать». Подобные имитации можно сравнить с испытаниями в аэродинамической трубе, которые проводят конструкторы летательных аппаратов: они ведь не начинают с наблюдений за тем, как летательные аппараты ведут себя при различных атмосферных условиях. Изменения, происходящие как в атмосфере, так и с летательными аппаратами, столь сложны, что трудно было бы использовать полученную при этом информацию для создания более совершенных воздушных судов. Конструкторы самолетов потому и имитируют реальность, что дает им возможность контролировать ее. Они могут «создать» ветер любой силы и направления и наблюдать за тем, как «каждый конкретный воздушный поток» влияет на ту или иную конструкцию крыла.