Третья цель — использование полученных научными методами знаний для контроля поведения — является более сложной для понимания. Нам вполне понятна позиция многих людей, сомневающихся в законности использования научных знаний в целях контроля человеческого поведения. Некоторая доля скептицизма в этом вопросе, по-видимому, вполне уместна. Было бы неверно полагать, что все знание, полученное в результате научных исследований, может непосредственно использоваться для контроля поведения. Тем не менее сексологи в той или иной степени все же могут влиять на достаточно широкий круг феноменов. Например, немаловажным оказалось понимание механизмов принятия подростками решений относительно использования средств контрацепции. Это привело к разработке школьных образовательных программ по курсу сексуальности, многие из которых связаны со службами планирования семьи. Введение этих новых программ приводит к позитивным изменениям в поведении подростков. Так, все больше сексуально активных подростков начинают использовать средства контрацепции. Немаловажны и знания о психологических причинах определенных сексуальных проблем, например таких как преждевременная эякуляция или недостаток вагинальной смазки. Эти знания в итоге позволили специалистам разработать различные терапевтические методы, направленные на контроль подобных негативных симптомов. Об этом мы узнаем подробнее из главы «Сексуальная терапия и совершенствование сексуальных отношений». Большинство из нас, вероятно, одобрит возможность контроля или воздействия на события по отношению к только что описанным примерам. Однако, как и другие ученые, сексологи вынуждены сталкиваться и с иными ситуациями. И тогда такая цель, как контроль поведения, начинает вызывать серьезные вопросы. Следует ли, например, специалисту по технологиям оплодотворения использовать свои знания, чтобы помочь супругам зачать ребенка желательного для них пола? Необходимо ли секс-терапевту подвергать осужденных за сексуальные правонарушения воздействию отрицательных стимулов (таких, как отталкивающие запахи) для контроля их аномальных сексуальных влечений? Безусловно, цели контролирования человеческого поведения или воздействия на него требуют тщательной этической оценки. По сравнению со многими другими научными дисциплинами сексология переживает период младенчества. Ведь она зародилась лишь в XX столетии. Новаторские изыскания Альфреда Кинси, автора первого общенационального широкомасштабного опроса, касающегося сексуального поведения американцев, были проведены лишь в конце 40-х — начале 50-х годов. Многие поставленные им вопросы до сих пор остаются без ответа. Однако к настоящему моменту учеными накоплен значительный объем знаний. Эти знания содержат и информацию, полученную при исследовании различных культур (см. вставку «Сексуальные исследования в других странах»). Оставшаяся часть данной главы будет посвящена рассмотрению некоторых методов исследования, используемых при изучении человеческой сексуальности. Сексуальность и разнообразие. Сексуальные исследования в других странах Большая часть доступных нам данных о человеческих сексуальных установках и формах поведения поступает из исследований, проводимых на территории Северной Америки. Однако сексуальные проявления, характерные для других обществ, привлекли интерес небольшого числа этнографов (антропологов, специализирующихся в изучении культур различных сообществ). Их исследования дают нам возможность увидеть хоть и фрагментарную, но интригующую картину сексуальных нравов и форм поведения, практикующихся в других культурах. На протяжении всей книги мы будем рассматривать примеры разнообразия сексуальных проявлений, встречающихся в различных уголках земного шара. Читая о сексуальной жизни людей, населяющих равнины Танзании, джунгли Новой Гвинеи или острова Полинезии, мы сможем расширить наши представления о культурном разнообразии человеческих сексуальных проявлений. Но не только. Одновременно мы имеем возможность углубить собственное понимание сексуальных стандартов и ценностей, присущих нашему с вами обществу. Хотя при обсуждении различных тем мы будем обращаться к многочисленным исследованиям, некоторые источники все же заслуживают особого упоминания. Одним из них является фундаментальный труд антрополога Клеллана Форда и психолога Фрэнка Бича, которые осуществили обзор феномена человеческой сексуальности в 190 сообществах земного шара. Несмотря на то что их классическая работа «Паттерны сексуального поведения» (Clelland Ford & Frank Beach, Patterns of Sexual Behavior, 1951) была опубликована более полувека назад, она продолжает оставаться одним из лучших источников, рассматривающих культурные вариации человеческих сексуальных проявлений. Более поздним источником является замечательная хрестоматия «Культура и человеческая сексуальность» под редакцией Дэвида Саггса и Эндрю Мирэкла (Culture and Human Sexuality, ed. by David Suggs & Andrew Miracle, 1993). Этот сборник содержит статьи, посвященные сексуальным проявлениям в ряде различных сообществ мира. Этнографы, таким образом, сыграли основную роль в кросскультурных исследованиях сексуальности. Однако в последние годы представители других научных дисциплин (психологи, социологи, медики и т. д.) начали играть даже более активную роль в сборе сексологических данных в отношении других стран. Так, у Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (World Health Organization, WHO) появилась актуальная потребность выяснить, какими способами распространяется вирус СПИДа. Для этого в конце 80-х годов во многих странах начали проводиться широкомасштабные исследования сексуального поведения. В 15 странах Африки, Европы и Америки распространялись вопросники, разработанные с учетом различий языка и культуры. В ходе проведенного ВОЗ исследования была собрана значительная информация о формах сексуального поведения, использовании презервативов и других средств контроля рождаемости, количестве партнеров, уровне знаний о СПИДе, распространенности болезней, передаваемых половым путем, а также о влиянии религиозных и культурных норм на сексуальность (Clelland & Ferry, 1997).
Глава 11.
Контроль: независимые переменные Социальные психологи экспериментируют так же, как создатели летательных аппаратов: они воспроизводят социальные ситуации, имитирующие основные параметры нашей повседневности. Манипулируя одновременно одним или двумя факторами, которые называются независимыми переменными, экспериментатор фиксирует те изменения, которые при этом происходят с нами. Аналогично тому как аэродинамическая труба помогает конструктору летательных аппаратов в изучении законов аэродинамики, так и эксперимент помогает социальному психологу понять принципы социального мышления, социального влияния и социальных отношений. Конечной целью экспериментов с аэродинамической трубой является постижение объективных законов, которым подчиняется движение воздушных судов, и прогнозирование эксплуатационных характеристик сложных летательных аппаратов. Социальные психологи экспериментируют для того, чтобы понять сложное человеческое поведение и научиться прогнозировать его. Их цель — понять, почему разные люди в разное время и в разных ситуациях ведут себя по-разному. Примерно три четверти всех исследований социальных психологов — это исследования, выполненные с использованием экспериментального метода (Higbee et al., 1982), а два исследования из трех проведены в лабораторных условиях (Adair et al., 1985). Чтобы понять, что такое лабораторный эксперимент, рассмотрим два эксперимента, типичных для изучения предрассудков и агрессии, о которых будет рассказано ниже. Каждый из них предлагает возможное причинно-следственное объяснение коррелирующих между собой результатов.