• степень его взаимосвязи с другими показателями индикаторной системы; • соответствие показателя целям теоретической или практической работы;
Какое именно лицо признается привлекательным, отчасти зависит от пола человека. В соответствии с исторически сложившейся большей социальной властью мужчин, люди признают более привлекательными тех женщин, у которых большие глаза, «кукольные» черты лица, свидетельствующие о покладистом характере (Cunningham, 1986; Keating, 1985). Что же касается мужчин, то более привлекательными кажутся те, чьи лица и поведение говорят о мужественности и властности (Sadalla et al., 1987). Любопытный факт: среди гомосексуалов превалируют диаметрально противоположные вкусы: многие геи предпочитают мужчин с кукольными лицами, а многие лесбиянки, судя по всему, не жалуют женщин с мелкими чертами лица. За этим исключением, люди во всем мире, независимо от их этнической принадлежности, демонстрируют поразительное единодушие в том, какие мужские и женские лица могут быть названы идеальными (Cunningham et al., 1995). Так, «привлекательные» черты лица и фигура не должны слишком отличаться от средних (Beck et al., 1976; Graziano et al., 1978; Symons, 1981). Если носы, ноги или фигуры не слишком велики и не слишком малы, то люди воспринимают их как привлекательные. Джудит Ланглуа и Лори Роггман продемонстрировали это, когда оцифровали изображения 32 студентов колледжа и с помощью компьютера усреднили оцифрованные изображения (Langlois & Roggman, 1990, 1994). Студенты признали «усредненное лицо» более привлекательным, чем 96% исходных индивидуальных лиц (рис. 11.2). Рис. 11.2. Верно ли, что красота — не более чем субъективное понятие? Какое из этих лиц более привлекательное? Повсеместно люди признают более привлекательным симметричное лицо справа (результат компьютерного усреднения 32 мужских лиц) (Langlois et al., 1996). С точки зрения эволюционных психологов, подобное единодушие свидетельствует о существовании неких универсальных стандартов красоты, сформировавшихся еще на заре нашей цивилизации Лица, усредненные с помощью компьютера, демонстрируют тенденцию к безукоризненной симметричности, которая является еще одним отличительным признаком исключительно привлекательных и успешных с точки зрения репродукции людей (Gangestad & Thornhill, 1997; Grammer & Thornhill, 1994; Mealey et al., 1999; Shackelfold & Larsen, 1997). Группа исследователей из Университета Западной Австралии [Западная Австралия — один из австралийских штатов. — Примеч. перев.] доказала, что если бы у нас была возможность соединить любую половину наших лиц с их зеркальными изображениями (т. е. сделать их идеально симметричными), мы стали бы значительно привлекательнее, а лицо, которое получается в результате усреднения ряда таких симметричных лиц, даже еще красивее. Так что, в известном смысле, «безупречно среднее» весьма привлекательно. Сказанное также справедливо и в отношении собак, птиц и наручных часов (Halberstadt & Rhodes, 2000). Например, привлекательной люди считают собаку, которая не слишком отличается от своих сородичей.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРЦИССИЧЕСКАЯ - процесс самопроецирования на Я утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на Я, но при этом человек обходится со своим Я как с оставленным объектом и направляет на Я амбивалентные импульсы, включающие, в числе прочих, агрессивные компоненты. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ - процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ДЕЙСТВЕННАЯ -> идентификация коллективная. ИДЕНТИЧНОСТЬ (идентичность Я) - согласно Э. Эриксону, - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ - осознание индивидом своей половой принадлежности; переживание им своей маскулинности - фемининности; готовность играть определенную роль половую. Единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответственной роли половой. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям. Осознание индивидом своей идентичности половой предполагает определенное отношение к ней - ориентацию полоролевую и предпочтения полоролевые. Первичная идентичность, половая формируется у ребенка к полутора годам, а к трем-четырем годам половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими и поведенческими свойствами. В роли гностического аппарата здесь выступает схема тела. На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью коей образуются психологические и эстетические образы тела, несущие и оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела формируются образы, связанные с такими представлениями, как полоролевые функции, мораль. ИДЕЯ - 1. Мысль, общее понятие, представление о предмете или явлении, отражающее действительность, выражающее отношение к ней. 2. Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, мировоззрения. 3. Мысль, замысел, намерение, план. 4. Мысленный образ чего-либо, понятие о чем-либо. ИДЕЯ СВЕРХЦЕННАЯ - суждения, идеи, представления, занимающие в сознании субъекта не соответственное их значению преобладающее положение. Сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями. В отличие от бреда как неадекватного суждения о действительности, они возникают как патологическое преобразование - нередко запоздалое - естественной реакции на реальные события. Они наблюдаются и при органических поражениях мозга головного, эпилепсии; некоих формах психопатий и шизофрении. При появлении идей сверхценных не наблюдается глубоких нарушений сознания и изменений личности; они, хотя и с трудом, поддаются коррекции под влиянием веских доводов и изменения жизненных обстоятельств. Обычно идеи сверхценные не становятся стойкими убеждениями и по истечении некоего времени ослабевают либо исчезают. Но при наличии определенного склада личности и мышления (например, бескомпромиссности, авторитарности, прямолинейности суждений) они могут относительно долго занимать сознание субъекта. ИДОЛ - кумир, божок; некий предмет поклонения, почитания невысокого пошиба.