3. Какие методы можно использовать для трансформации выявленных элементов содержания текстов в параметры нормативных моделей деятельности и взаимодействия социальных субъектов способные служить основой для построения системы нормативных показателей. 4. На основе какой информации такие показатели смогут получить не только качественное, но и количественное выражение?
Справедлива, и в этом можно не сомневаться. Вероятность того, что друзья, а также помолвленные и супружеские пары разделяют установки, убеждения и нравственные ценности друг друга, значительно выше, чем вероятность аналогичного единодушия у пар, которые подобраны наугад. Более того: чем больше сходство между супругами, тем счастливее брак и тем менее вероятен развод (Byrne, 1971; Caspi & Herbener, 1990). Подобные корреляции заставляют задуматься над тем, что причина, а что — следствие. Сходство вызывает симпатию или симпатия ведет к сходству? Сходство рождает симпатию. Чтобы ответить на вопрос, что — следствие, а что — причина, мы проводим эксперименты. Представьте себе, что во время вечеринки в кампусе Лесс и Ларри втягивают Лауру в длинную дискуссию о политике, религии, а также о личных симпатиях и антипатиях, в ходе которой выясняется, что взгляды Лауры и Лесса совпадают едва ли не во всем, а взгляды Лауры и Ларри — лишь отчасти. Потом она говорит: «Лесс такой умница... и такой славный. Надеюсь, мы с ним еще встретимся». Эксперименты, проведенные Донном Бирном и его коллегами, основаны на том, что составляет самую суть ситуации, в которой оказалась Лаура (Byrne et al., 1971). Они многократно убеждались: наиболее симпатичными мы признаем тех людей, с которыми у нас много общего. Чем больше общих установок, тем человек кажется нам симпатичнее. Это утверждение справедливо не только в отношении молодых людей, но и в отношении детей и людей зрелого возраста, а также в отношении представителей разных профессий и разных культур. Вот как описывал американский писатель Генри Джеймс английскую писательницу Мэри Анн Эванс (литературный псевдоним — Джордж Элиот): «Она потрясающе некрасива, изумительно безобразна. У нее низкий лоб, невыразительные серые глаза и огромный нос, нависающий над большим ртом, заполненным кривыми зубами, а о подбородке и нижней челюсти лучше умолчать... Но в этой наибезобразнейшей оболочке заключена неотразимая красота; достаточно считанных минут, чтобы вы полностью оказались во власти ее обаяния, и вам, как и мне в свое время, не останется ничего другого, как только влюбиться в нее»
4) умение группы в относительно сжатые сроки суммировать выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия, и пр. Близкий показатель согласованности взаимодействия межличностного - сработанность, характерная высокой продуктивностью совместного труда при небольших эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие и достаточной субъективной удовлетворенности его процессом и результатом. Характер ценностных ориентации, установок и нормативных представлений членов группы - при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая рассматривается как степень совпадения (согласованности, сходства) представлений, ориентации, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам (явлениям, лицам, событиям, целям и ценностям), особенно значимым для групповой жизнедеятельности. Процедура исследования обычно содержит оценку предлагаемых объектов посредством фиксированного числа признаков, кои баллируются, ранжируются или выбираются по заранее заданной схеме. Хотя источники и детерминанты единства взглядов и позиций членов группы в различных схемах концептуальных трактуются по-разному, мысль о том, что внутригрупповое согласие - важный показатель интеграции групповой, широко распространена в психологии социальной. Значительный вклад в разработку этого направления исследований интеграции групповой внес американский психолог Т. Ньюком, предложивший сходство картины мира, единство позиций членов группы назвать термином согласие. В отечественной психологии социальной изучение интегративных характеристик когнитивной структуры группы связано с исследованием ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства коллектива. Современные тенденции анализа интеграции групповой обусловлены попытками решить две проблемы: 1) построить целостную системную концепцию интеграции групповой, позволяющую непротиворечиво объединить многочисленные разрозненные операционные признаки и показатели интеграции, а также конкретизовать ее функциональную роль в динамике развития группы и понять взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации группы; 2) выявить личностные детерминанты и последствия интеграции групповой, в том числе -: значение социоперцептивных факторов в становлении социально-психологической общности группы. ИНТЕЛЛЕКТ - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется: 1) с системой операций умственных; 2) со стилем и стратегией решения проблем; 3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности познавательной; 4) со стилем когнитивным, и пр. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта: