4) интерпретация результатов проверки - соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соотнесение ее с теорией, в рамках коей формировалась гипотеза; при необходимости -"пересмотр определенных положений, что порождает новые проблемы, новые гипотезы - и пр. Исследование психологические может строиться на базе наблюдения, на базе эксперимента или на базе исследования психодиагностического. Все они могут выступать и как относительно самостоятельные методы исследования, но нужно выделять ситуации, когда они входят в эксперимент как составная часть. Кроме названных, один из распространенных методов исследования психологического - беседа. На путях исследований психологических расставлено множество капканов, часто толкающих к ошибочным выводам и интерпретациям. Самые известные и распространенные из них, в кои особенно рискуют попасть психологи-новички и их испытуемые, следующие: 1) эффект плацебо; 2) эффект Хоторна; 3) эффект аудитории; 4) эффект Пигмалиона (эффект Розенталя); 5) эффект впечатления первого; 6) эффект Барнума. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРНОЕ (исследование корреляционное) - исследования черт личности. Суть их - в том, что посредством анализа факторного на большом количестве испытуемых устанавливается, какие черты личности в среднем сильно коррелируют (-> корреляция) между собой, какие - слабо. Положительно коррелирующие черты - те, что чаще сочетаются в одном человеке. Так процедура анализа факторного позволяет выделить «гроздья» черт, чаще всего сочетающихся. Однако она снимает вопрос о том, почему иные черты сочетаются часто, иные - редко или вообще не сочетаются. Получается лишь готовый количественный ответ - вероятность сочетаний определенных свойств. А для выявления причин этого требуются совсем другие методы, а именно - качественный анализ жизненных ситуаций и механизмов поведения. Распространение этого достаточно модного типа исследований стало одним из неожиданных препятствий для задачи прослеживания закономерностей сочетаний свойств, определяющих типы характера.
Исходная модель социального прогноза не будет адекватна задачам и цели исследования, если она не сопрягается с моделью прогнозного фона. Прогнозный фон — это совокупность внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования. Данные прогнозного фона выражаются такими же показателями, как и характеристики исследуемого объекта, но в отличие от них, выявленных путем проведения социологического исследования, берутся готовыми или постулируются условно. Сопоставление профильных и фоновых данных позволяет анализировать исследуемое явление с целью разработки прогноза.
<Чтобы удар пришелся вам в самое сердце, его должны нанести сообща ваш друг и ваш враг: враг должен оклеветать вас, а друг — сообщить вам об этом. Марк Твен, Новый календарь Простофили Вильсона> Каким бы честным ни был по-настоящему любящий человек, ему трудно не смотреть на нас сквозь розовые очки. Когда Сандра Мюррей и ее коллеги провели исследование, в котором приняли участие супружеские и влюбленные пары, оказалось, что самые счастливые из них (и становящиеся все более счастливыми с течением времени) те, которые не просто идеализируют друг друга, но оценивают своего партнера даже выше, чем он сам (Murray et al., 1996, 1997). Влюбленные не могут быть объективными: им хочется видеть в предмете своей страсти человека, который привлекателен не только физически, но и социально. Более того, наиболее удовлетворенные друг другом супружеские пары не склонны начинать решение своих проблем с поспешной взаимной критики и поиска виноватого (Karney & Bradbury, 1997). В хороших взаимоотношениях всегда найдется место как для честности, так и для веры в то, что у другого больше достоинств, чем недостатков. Вознаграждения, которые приносят отношения с окружающими Когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-то или что их привлекает в партнере, большинство с готовностью отвечают: «Мне нравится Кэрол, потому что она добрая, остроумная и начитанная». Подобный ответ оставляет «за кадром» все, что связано с самим отвечающим, а именно это, по мнению социальных психологов, и есть самое важное. Во взаимной симпатии «участвуют» двое — тот, кто вызывает ее, и тот, кто ее испытывает. Именно поэтому более точным с точки зрения психологов был бы такой ответ: «Мне нравится Кэрол, потому что мне хорошо с ней». Нас влекут к себе люди, общение с которыми приятно и приносит нам чувство удовлетворения. Привлекательность — в глазах (и в сознании) того, кто воспринимает.