2) карта - обозрение - как одновременное представление пространственного расположения объектов. Для изучения карт когнитивных применяются разные методики: от простых зарисовок до шкалирования многомерного, позволяющего восстановить структуру образа по результатам метрических или порядковых оценок расстояний между точками карты. Выявлены тенденции: 1) к переоценке хорошо знакомых расстояний и недооценке мало знакомых; 2) к выпрямлению кривых с небольшой степенью кривизны; 3) к приближению пересечений к перпендикулярным. Искажениям может способствовать принадлежность пунктов карты к различным единицам таксономическим: так, расстояние между городами в одной стране кажется меньше, чем расстояние между городами разных стран, даже если на самом деле они равны. КАРТИНА БОЛЕЗНИ ВНУТРЕННЯЯ (внутренняя картина болезни) - возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие введено А. Р. Лурией, продолжившим развитие идей А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». По сравнению с целым рядом сходных терминов психологии медицинской («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и пр.), оно наиболее обще и интегративно. Первоначальное представление о структуре картины болезни внутренней содержало два уровня - сенситивный, включавший в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними состояний эмоциональных, и интеллектуальный, являвший собой рациональную оценку болезни, - в дальнейшем было дифференцировано выделением четырех уровней: 1) уровень чувственный - комплекс болезненных ощущений; 2) уровень эмоциональный - переживание заболевания и его последствий; 3) уровень интеллектуальный - знание о болезни и ее реальная оценка;
— политический; — международный.
Эта простая по своей сути теория привлекательности — нам нравятся те, кто вознаграждают нас, и те, кого мы ассоциируем с вознаграждениями, — помогает понять, почему всегда и повсюду люди симпатизируют тем, кто добр, надежен и участлив (Fletcher et al., 1999; Regan, 1998; Wojciszke et al., 1998). Принцип вознаграждения помогает также понять, почему те или иные факторы влияют на человеческие отношения. — Территориальная близость, безусловно, является «вознаграждением». Требуется меньше времени и усилий для того, чтобы пользоваться всеми преимуществами дружбы, если друг живет или работает рядом с тобой. — Нам нравятся привлекательные люди, потому что мы видим в них носителей и других желательных качеств, и потому что мы выигрываем от того, что нас ассоциируют с ними. — Когда точки зрения других совпадают с нашими собственными, мы чувствуем себя вознагражденными, ибо полагаем, что нам тоже симпатизируют. Более того, люди, разделяющие наши взгляды, помогают нам утвердиться в них. Особенно мы симпатизируем тем, кого успешно «обратили в собственную веру» (Lombardo et al., 1972: Riodan, 1980; Siegall, 1970).