Эпоха и культура. Весьма соблазнительно думать, что большинство окружающих разделяют наши чувства и мысли. Например, мы считаем любовь непременным условием брака. Большинство культур — 89% из 166 культур, проанализированных в ходе одного исследования, — разделяют концепцию романтической любви, о чем можно судить по взаимоотношениям между молодыми парами, которые и флиртуют, и иногда вместе сбегают из дома (Jankowiak & Fisher, 1992). Однако в некоторых культурах, и в первую очередь в тех, где практикуются браки по договоренности, любовь считается не столько предтечей супружества, сколько ее следствием. Более того, до недавнего времени и в Северной Америке на выбор супруга, особенно на выбор мужа, большое влияние оказывали такие соображения, как экономическая безопасность, родственные связи и профессиональный статус. Гендер. Можно ли сказать, что мужчины и женщины по-разному переживают любовь-страсть? Изучение влюбляющихся и перестающих любить своих партнеров мужчин и женщин преподнесло некоторые сюрпризы. Большинство из нас, включая и автора этого письма, адресованного журналисту, который ведет в газете колонку «Спрашивайте — отвечаем», полагают, что женщины более влюбчивы: «Дорогой доктор Бразерс! Считаете ли вы женственным 19-летнего парня, который влюбляется так, что весь мир переворачивается вверх тормашками? Мне кажется, я — ненормальный, потому что такое случалось со мной уже не раз, и всегда любовь была, как гром среди ясного неба... Мой отец говорит, что так влюбляются только девчонки, что с парнями такого не бывает, во всяком случае — не должно быть. Я ничего не могу поделать с собой, но меня это волнует. П. Т.» (цит. по: Dion & Dion, 1985).
Собственно методология системного анализа в общем виде такова: исследуемая система представляется в виде объектов, их свойств и связей между ними. К системным объектам относятся: вход, процесс, выход, обратная связь, ограничения. «Вход» — состояние, предшествующее процессу и изменяющееся при его протекании. «Выход» — результат, конечное состояние процесса. «Процесс» — преобразование «входа» в «выход». «Обратная связь» обеспечивает соответствие между фактическим и желательным «выходом» путем изменения «входа». «Ограничение» — разница между «выходом» и требованиями к нему как «входу» в последующую систему. В подсистеме «обратной связи» сравнивается ожидаемый «вход» с желательным, выявляется различие, вырабатывается решение о воздействии на «вход» с целью ликвидации или минимизации различия. В подсистеме «ограничение», «выход» анализируется с позиции его последующих модификаций, причем учитывается цель системы и определяются принуждающие связи (разновидность обратной связи), которые согласуются с требованиями к нему на «входе» в последующую систему. Если между необходимым (желательным) и существующим (ожидаемым) входом есть различие, то оно фиксируется как наличие проблемной ситуации. Проблема — это разница между существующей и желательной системой, решение ее — особая система, заполняющая разрыв между ними.
2) второй уровень - отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной; 3) третий уровень - отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества (-> группообразование). КОЛЛЕКТИВ: ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО - ЦЕННОСТНОЕ - нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, когда каждая деятельность, будучи функционально специфична по объекту или способам его преобразования, и занимая иерархически различные места в системе внутригрупповой активности, опосредована единым ценностным содержанием предмета деятельности совместной. Такое единство - важнейшая составляющая интеграции группы социальной как совокупного субъекта деятельности. Оно проявляется: 1) в близости ценностных представлений членов группы о предмете или цели деятельности совместной; 2) в единстве воплощения этих представлений в конкретных условиях деятельности. Единство предметно - ценностное - не случайное совпадение ценностных регулятивов индивидуальной активности в коллективе, но закономерно порождается общественно детерминированной деятельностью совместной и может рассматриваться как явление интеграции группы на высшем уровне. КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ - (исследовательская программа научного коллектива} основание и способ организации индивидуальной и коллективной научной деятельности, одно из ключевых понятий психологии социальной коллектива научного (-> коллектив научный: концепция программно - ролевая). Зарождается в ситуации проблемной, обусловленной логикой развития познания, научно - социальным контекстом и уникальным жизненным путем ученого. Содержит категориальные, теоретические, операциональные, ценностно - нормативные основания научной деятельности, представления о проектируемом результате и стратегии его достижения, и пр. Названные характеристики, будучи определяющими для деятельности групповой коллектива научного, обычно представлены имплицитно, а это требует от психолога социального специальной работы по реконструкции программы исследовательской коллектива научного. КОЛЛЕКТИВИЗМ - как свойство личности - выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют общественные интересы личности, ее стремление к общению с людьми и совместной работе с ними, умение сочетать общественное с личным и - при необходимости - предпочесть интересам личным интересы коллектива и общества. Коллективизм - принцип организации взаимоотношений и деятельности совместной людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Особенно характерен для групп высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень) и коллективов, где сочетается с самоопределением коллективным и идентификацией коллективной, являясь основой сплоченности групповой и единства группы. Воспитание коллективизма - важнейшая задача педагогов. Особенно эффективно она решается при коллективообразующих методах обучения (-> коллективообразование). КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ - стадия группообразования, означающая переход группы в ходе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития, в конечном итоге - к коллективу. При этом процессы коллективообразования сопровождаются рядом социально - психологических феноменов: