КОНЦЕПЦИЯ РЕЧИ ВНУТРЕННЕЙ - теоретическая модель генезиса речи внутренней из так называемой речи эгоцентрической, являющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтактического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной; доминирующими становятся глагольные формы. При достижении возраста школьного речь эгоцентрическая окончательно преобразуется в речь внутреннюю. По П. П. Блонскому - теоретическая модель генезиса речи внутренней, который происходит параллельно с генезисом речи внешней и обусловлен стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, наблюдаемому уже в конце первого года жизни и постепенно обеззвучиваемому. КОНЦЕПЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ - научное направление, возникшее в 50 - 60 - с гг. XX в. на базе физики статистической, теории систем общей и кибернетики и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов. Общие принципы самоорганизации обнаруживаются в системах физических, химических, биологических и социальных, причем в высокоорганизованных системах они воплощены с наибольшей полнотой. В психологии концепция самоорганизации может распространяться на широкий спектр объектов - от психофизиологии до психологии социальной. В первые десятилетия XX в. в психологии и психофизиологии возникли направления, в некоей степени предвосхитившие появление концепции самоорганизации и имеющие с ней ряд общих теоретико - методологических принципов (гештальт-теория, теория доминанты А. А. Ухтомского, концепция построения движений Н. А. Бернштейна). Существенная особенность систем самоорганизующихся - способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов психотерапии. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ - 1. -> концепция опосредования деятельностного 2. Концепция стратометрическая коллектива - социально - психологическая теория структурообразования коллектива, разработанная А. В. Петровским на базе принципа деятельности. Основана на предположении, что динамику отношений межличностных в группах социальных можно адекватно интерпретировать лишь при рассмотрении многоуровневой структуры процессов групповых и определении характеристик уровней внутригрупповой активности. Группы высокого уровня развития (в частности коллективы) имеют значительно более дифференцированные по уровням взаимоотношения, чем менее развитые общности (например, группы диффузные). В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на коей выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно - экономическими аспектами: 1) на уровне первой, мотивационной страты - организованы отношения членов группы к целям, задачам, Ценностям совместной деятельности; 2) на уровне второй страты - организованы взаимоотношения, возникающие в связи с содержанием совместной деятельности. 3) на уровне третьей, поверхностной страты - формируются эмоциональные отношения, в коих не. отражаются показатели достижения целей группой. Об эффективности групп свидетельствуют прежде всего 1 показатели развития отношений первой и второй страт. КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ - концепция, предложенная Н. А. Бернштейном, согласно коей под построением движения понимается состав ансамблей афферентационных (-> афферентация), участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов (-> эффектор), а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Выделялись пять уровней построения движений. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО (концепция поэтапного формирования умственных действий) - учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть этапов, на коих происходят эти изменения:
2. Проблемная ситуация и перспективы ее развития
Социолог Норвел Гленн проанализировал результаты общенациональных опросов общественного мнения, которые проводились с 1972 по 1988 г. и в которых приняли участие тысячи супружеских пар (Glenn, 1991). Он проследил за судьбами супругов, поженившихся в начале 1970-х гг. К концу 1980-х гг. лишь треть счастливых молодоженов не только оставались супругами, но и признавали свой брак «очень счастливым». Отдавая себе отчет в том, что эти оценки могут быть несколько завышенными, — проще сказать интервьюеру, что ты счастлив в браке, чем признаться, что совершил ошибку, — Гленн пришел к выводу, что «в действительности количество счастливых браков, скорее всего, не превышает 25%». На основании результатов общенационального опроса, проведенного в 1988 г., Институт Гэллапа пришел к столь же неутешительному выводу: в возрастной группе от 35 до 54 лет две трети — это люди, которые разведены, живут отдельно или близки к разводу (Colasanto & Shriver, 1989). Если подобная динамика сохранится, «наша нация скоро дойдет до того, что основным фактором жизни взрослых станет нестабильность супружеских отношений». Проблема крупным планом. Сближает или разобщает людей Интернет? Я почти уверен в том, что каждый читатель этого учебника — одновременно и один из пользователей Интернета, которых в 2001 г. было во всем мире около 600 миллионов. Для того чтобы количество североамериканских семей, у которых есть телефон, увеличилось с 1 до 75%, понадобилось семь десятилетий; для достижения тех же самых 75% Интернету понадобилось немногим более семи лет (Putnam, 2000). Вы — а скоро к вам присоединятся и миллиарды других — наслаждаетесь электронной почтой, прогулками по разным сайтам, возможно, и «прослушкой», участвуете в обсуждении актуальных проблем или сетевых новостей либо в новых группах, либо в почтовых реестрах. Как вы думаете, можно ли назвать виртуальное общение с помощью компьютера неадекватной заменой реальных личных отношений? Или оно — замечательный способ расширить наши социальные контакты? Что делает Интернет? Приносит пользу, поскольку связывает людей с родственными душами, или вред, ибо на него расходуется время, предназначенное для личного, с глазу на глаз, общения?