КОНФЛИКТ ПСИХИЧЕСКИЙ - постоянный элемент душевной жизни, характерный беспрерывным столкновением влечений, желаний, систем психических и сфер личности. При соединении внешне - вынужденных отказов от удовлетворения либидо конфликт психический становится конфликтом патогенным. КОНФЛИКТ ЭТНИЧЕСКИЙ - форма конфликта межгруппового, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Их источником обычно являются внеэтнические социально - политические и экономические противоречия. Нарастание конфликта этнического сопровождается: 1) ростом этноцентризма, свойственного в некоей степени самосознанию этническому любого уровня развития; 2) усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных стереотипов этнических, кристаллизацией националистической идеологии. Внутренним (собственно этническим) источником конфликта может быть столкновение национальных интересов - тех же социально - политических и экономических интересов, но признаваемых на уровне самосознания национального фундаментальными жизненными потребностями этой общности этнической. Осознание этих интересов все большей частью данной группы этнической в ситуации столкновения приводит к осознанию угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и потребности защищать их. Другим источником конфликта может стать политизация этнической принадлежности - процесс, в коем противостоящие слои и группы социальные поляризуются по этническому признаку. Особую остроту и размах конфликт может приобрести от большого эмоционального потенциала самосознания этнического, от возможности быстрой консолидации всех групп социальных этой общности по этническому признаку. КОНФЛИКТ Я | СВЕРХ - Я (конфликт Я и Я - идеала; конфликт Я и Сверх - Я) - форма отражения противоречий реального и психического, мира внешнего и внутреннего. КОНФОРМНОСТЬ - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная). При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней - подлинного или мнимого, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особая разновидность той же зависимости - негативизм (нонконформизм) - это стремление непременно поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию. Преимущественным предметом экспериментальных исследований стала конформность внешняя, изучаемая посредством метода «группы подставной» в реальном или аппаратурном вариантах. Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе: 1) характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.; 2) характеристиками группы, являющейся источником .давления: размер, степень единодушия большинства - наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения, и пр.;
Один из них — вычленение крайних возможных значений экстраполируемого динамического ряда по заранее заданным критериям, т.е. определение верхней и нижней экстрем. Причем предполагается, что за верхней экстремой простирается область абсолютно нереального, фантастического, а за нижней — абсолютной невозможности функционирования прогнозируемого объекта, область катастрофического. Сложность в использовании этого приема — определение и основание критериев построения экстрем. Другой прием (дополняющий первый) — определение наиболее вероятного значения с учетом данных прогнозного фона (научно-технического, демографического, экономического, социологического, социокультурного, политического и международного). Необходимо выявить по каждой группе наиболее информативные в каждом конкретном случае показатели и соотнести их со значениями прямой экстраполяции, а если понадобится, — и со значениями верхней и нижней экстрем. В результате операции будет определено значение наиболее вероятного тренда — экстраполированной в будущее тенденции.
Некоторые люди — особенно женщины — обладают редким даром «исповедников»: они располагают к откровенности даже тех, кто обычно не очень склонен «впускать посторонних в свою душу» (Miller et al., 1983; Pegalis et al., 1994; Shaffer et al., 1996). Как правило, такие люди умеют слушать собеседников. Во время разговора они — само внимание и всем своим видом дают понять, что получают от него удовольствие (Purvis et al., 1984). Они могут также время от времени произносить определенные фразы, демонстрируя тем самым говорящему, что поддерживают его. Таких людей психолог Карл Роджерс (Rogers, 1980) назвал «развивающими слушателями»: они отзывчивы и неравнодушны, умеют сопереживать другим, искренни в выражении своих собственных чувств и способны понять чувства других. (Брачное агентство. «Оказываем услуги лицам, умеющим хранить тайны, владеющим компьютерной грамотностью...» — Я предпочитаю таких же скрытных, как я сам.) К чему приводит подобное самораскрытие? Джурард утверждал, что сбрасывание масок, предоставление окружающим возможности узнать нас такими, какие мы есть на самом деле, рождает любовь (Jourard, 1964). Он исходит из того, что если на нашу откровенность отвечают откровенностью, значит, нам доверяют, а это, безусловно, полезно для нас. Например, имея близкого друга, с которым мы можем обсуждать то, что представляет угрозу для нашего представления о самих себе, мы легче переживем стресс, если угрозы реализуются (Swann & Predmore, 1985). Настоящая дружба — это особые отношения, которые помогают нам поддерживать другие отношения. «Когда мой друг рядом, — писал древнеримский философ и драматург Сенека, — мне кажется, что я один, и я вправе не только думать о чем хочу, но и говорить об этом». Оптимальный вариант брака — именно такая дружба, скрепленная взаимной преданностью.