Кто разводится? Ежегодное количество разводов в разных странах разное и изменяется в широких пределах — от 0,01% населения в Боливии, на Филиппинах и в Испании до 4,7% в США, наиболее предрасположенной к разводам стране мира. Чтобы предсказать уровень разводов в той или культуре, полезно знать ее нравственные ценности (Triandis, 1994). В индивидуалистических культурах (где любовь — прежде всего чувство и люди прислушиваются к голосу собственного сердца) разводов больше, чем в коллективистских культурах, где любовь неотделима от обязательств и где принято задавать себе вопрос: «А что скажут люди?» Индивидуалисты женятся на такой срок, на какой им хватит взаимной любви, а коллективисты гораздо чаще — на всю жизнь. Индивидуалисты ждут от брака сильных эмоций и связывают с ним реализацию собственных планов, что тяжким грузом ложится на отношения (Dion & Dion, 1993). «Сохранение романтических отношений» является важным условием хорошего брака для 78% опрошенных американок и для 29% японок (American Enterprise, 1992). <По многим признакам страстная любовь вполне может быть приравнена к измененному состоянию сознания... Сегодня во многих штатах существуют законы, запрещающие вступать в брак людям, находящимся в одурманенном состоянии. Но страстная любовь и есть своего рода дурман. Рой Баумейстер, Смысл жизни, 1991>
Если же сфера управления бездействует или запаздывает с реакцией, то проблемная ситуация оказывается полностью назревшей, сформировавшейся, и возникает необходимость существенных изменений под страхом приостановки нормального функционирования и тем более развития социального объекта. В этом случае вмешательство со стороны сферы управления не только категорически необходимо, но и сильно затруднено, поскольку приходится принимать срочные меры аварийного характера в условиях острого дефицита времени и средств. Однако и на этом этапе энергичное и эффективное вмешательство, пусть с трудом, но способно ввести ситуацию в нормальное русло. Бездействие или неэффективность сферы управления при полностью назревавшей проблемной ситуации неизбежно переводит последнюю на следующий уровень: начинает назревать критическая ситуация. Развитие, по существу, прекращается. Мало того, наступает приостановка нормального функционирования одного элемента объекта за другим и возникает опасность катастрофы. Положение и на этом этапе, в принципе, можно нормализовать, но уже ценой неизмеримо большей затраты сил и средств, чем на предыдущем.
КОРРЕЛЯТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ – (коррелят физиологический психических процессов и состояний) -> индикатор объективный. КОРТИКАЛЬНЫЙ - связанный с корой мозга головного (-> мозг головной: кора). КОЭФФИЦИЕНТ - 1. В математике - обычно постоянная или известная величина, служащая множителем для другой, обычно переменной или неизвестной величине. 2. В психологии часто - некая числовая величина, отражающая степень выраженности, развитости определенного психологического качества, характеристики. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (коэффициент интеллекта, коэффициент и ителлектуального развития, (IQ) - количественный показатель развития умственного - обозначаемое символом IQ отношение так называемого возраста умственного ВУ к возрасту истинному (хронологическому) ВИ данного лица по формуле: ВУ / ВИ х 100% = IQ. Возраст умственный определяется результатами тестирования с помощью одной из возрастных шкал интеллекта (-> тест интеллекта). В большинство тестов, включенных в разные возрастные шкалы, входят задания, выполнение коих предполагает владение логическими, логико-перцептивными и арифметическими действиями, общую осведомленность, ориентировку в практических ситуациях, произвольную память и пр. При конструировании возрастных шкал психологи, руководствуясь опытом и интуицией, подбирают задания, кои по включенному в них материалу (терминам, понятиям, графическим изображениям и пр.) и по характеру стимулируемых умственных действий должны быть доступны в данной социальной общности возрастам, охватываемым шкалой. Это обычно экспериментально проверяется на представительных возрастных выборках. Процедура получения коэффициента интеллектуальности такова. Вначале испытуемому предъявляются задания, кои соответствуют возрасту, на год меньшему, чем его собственный; нужно получить от него, следуя по возрастной шкале «вниз», пять правильных ответов подряд. Так фиксируется умственный «базовый возраст». Далее предлагаются задания, двигаясь по шкале «вверх», пока не будет получено подряд пять неправильных ответов. На этом тестирование завершается. Затем к числу тестов «базового возраста» прибавляют число всех правильных ответов. По особой таблице находят, какому возрасту умственному соответствует полученная сумма. Потом по формуле вычисляется коэффициент интеллектуальности. При интерпретации коэффициента интеллектуальности нужно иметь в виду, что никакого общего для всех социальных общностей ума или интеллекта этот коэффициент не выявляет; тем более он не может претендовать на диагностирование природной или наследственной «общей одаренности». КРЕАТИВНОСТЬ - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: 1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний; 2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы;